29.06.2020 О квотировании рабочих мест для инвалидов
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов», инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Гражданам, относящимся к любой категории инвалидности, зачастую очень сложно найти работу. Квоты для трудоустройства инвалидов – это одна из мер поддержки такой категории работников со стороны государства, осуществляемая за счет работодателя. Государство обеспечивает дополнительные гарантии, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Статьей 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» на работодателей возложена обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, а также предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно п. 4 ст. 1 Закона Владимирской области от 09.09.2013 № 102-ОЗ «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов», работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота в размере трех процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота в размере двух процентов среднесписочной численности работников.
Освобождаются от обязанности установить квоту работодатели, которые являются общественными объединениями инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
За неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты работодатель (должностное лицо) может быть привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 5.42 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Кроме того, работодатель также может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственные учреждения службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. За данное административное правонарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.