город Новочебоксарск Чувашской Республики

В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов УФСБ России по Чувашской Республике рассказало о пересмотре решения о реабилитации изменника.

В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов УФСБ России по Чувашской Республике рассказало о пересмотре решения о реабилитации изменника.

Фамилия предателя Кудряшова долгие годы оставалась в тени истории.
Его дело, связанное с переходом на сторону нацистской Германии в годы Великой Отечественной войны, вновь привлекло внимание.

Он родился в 1918 году в одной из деревень Чебоксарского района. До войны работал секретарем в райкоме ВКП(б), был, так сказать, представителем сельской интеллигенции. После призыва в ряды Красной Армии проходил службу писарем-машинистом в штабе полка.

Великая Отечественная война застала его в небольшом городке Белостоке Белорусской ССР. После налета фашистской авиации полк, где служил Кудряшов, отступил в сторону Минска и попал в окружение. Не оказывая никакого сопротивления с оружием в руках, Кудряшов сдался в плен немцам.

Находясь в Кольбергском лагере военнопленных (Шталаг) и зарекомендовав себя лояльно настроенным по отношению к немцам, принял предложение
унтер-офицера служить на благо «великой Германии» и был назначен комендантом барака ослабевших узников. Он прекрасно понимал, что будет применять физическую силу, избивать военнопленных Красной Армии, однако согласился
и «легко пошел на это».

По рассказу Кудряшова, он должен был следить за внутренним распорядком лагеря, чистотой в бараке и «претворять в жизнь законы, издаваемые администрацией лагеря». Проводил среди военнопленных фашистскую агитацию, направленную на свержение существующего в СССР строя, распространял контрреволюционную газету «Клич», издаваемую изменником Родины, бывшим генерал-майором Красной Армии Малышкиным.

Свою работу Кудряшов ценил, поэтому с особым рвением выслуживался перед начальством. За любое неподчинение, любую провинность - будь то плохая заправка койки, самовольный выход из барака и даже за то, что ослабленный военнопленный медленно поднимался с койки - Кудряшов бил. Бил столько, сколько хотел… Бил до потери сознания… всем, что попадется под руку.

Чувствуя свое превосходство, являясь хозяином жизней других военнопленных, а иногда потехи ради «старший барака слабых» устраивал показательные выступления перед начальством Шталага. Однажды демонстративно облил из пульверизатора карболкой десятерых военнопленных, которые получили сильнейшие ожоги. Не раз выгонял босых и раздетых на мороз. С особой жестокостью наказывал тех, кто вынужденно нарушал лагерный режим.

По его собственным признаниям, большинство нарушений было связано
с поиском пищи или топлива, т.к. проживать в необорудованных для зимы фанерных бараках было невозможно. Кроме того, искалеченным и больным узникам в дневное время не разрешалось сидеть и лежать на койках.

Сам же комендант находился в привилегированном положении: получал улучшенный паек, жил в отдельном помещении, пользовался правом свободного перемещения по территории лагеря.

После расформирования лагеря Кудряшов был освобожден от должности
и работал до января 1945 года на кирпичном заводе в Польше, затем направлен на сельскохозяйственные работы, где находился до прихода частей Красной Армии.

2 апреля 1945 года изменник был арестован сотрудниками Отдела контрразведки «Смерш». Будучи неоднократно допрошенным в ходе предварительного следствия и в суде, дал признательные показания. Кроме того, его виновность подтверждалась свидетельскими показаниями, из которых следовало, что Кудряшов, став немецким пособником, в угоду фашистскому командованию всячески издевался над узниками, лично избивал военнопленных, истощенных от недоедания и непосильной работы, всячески пресекал их попытки раздобыть дополнительный паек.

11 апреля 1945 года Военный Трибунал I Гвардейской танковой армии признал Кудряшова виновным в измене Родине и пособничестве немецким властям, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19.04.19431, и приговорил к 15 годам каторжных работ
с последующим поражением в правах, предусмотренных ст. 31 УК РСФСР
2,
на срок 5 лет с конфискацией всего лично принадлежащего ему имущества.

Казалось бы, предатель получил по заслугам и на этом можно поставить точку. Однако данная история получила продолжение. В 1993 году на волне «борьбы с советским наследием» Военная прокуратура, рассмотрев материалы архивно-уголовного дела в связи с его заявлением о реабилитации, посчитала, что сотрудник лагеря для военнопленных был осужден за измену Родине
и пособничество немецким властям необоснованно. И как следствие изменник
в одночасье стал «жертвой» и был реабилитирован.

Между тем проведенная Главной военной прокуратурой проверка
во исполнение задания Генпрокуратуры РФ от 15.07.2022 № 12-28-2022 установила, что решение о реабилитации изменника принято без надлежащей правовой оценки имеющихся доказательств. Тщательное изучение архивного уголовного дела подтвердило виновность бывшего военнослужащего Красной Армии в предательстве.

Так была восстановлена историческая справедливость, не допущено оправдание пособника нацистов и изменника Родины.

Пресс-служба УФСБ России

по Чувашской Республике

7 мая 2025 года

1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.04.1943 № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников».

2 Согласно этой статье поражение политических и отдельных гражданских прав заключается в лишении:

- активного и пассивного избирательного права при выборах в советы и съезды советов;

- права занимать ответственные государственные должности, исполнять общественные обязанности
и носить почетное звание;

- права занятия выборных должностей в промышленных или торговых организациях и обществах.



12 мая 2025
12:02
Поделиться