Рубрика «Прокуратура разъясняет»
С 1 апреля 2025 года социальные пенсии проиндексируют на 14,75%
Согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия является одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается нетрудоспособным гражданам.
Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.2025 № 287 с 01.04.2025 утвержден коэффициент индексации социальных пенсий в размере 1,1475, что составит 14,75%.
Уголовная ответственность за коррупционные нарушения
Для эффективного и успешного развития общества, обеспечения безопасности и благосостояния государства и проживающих в нем граждан важную роль играет борьба с преступностью, в том числе с правонарушениями коррупционной направленности. Особое значение в противодействии коррупции отведено мерам по профилактике, среди которых важную роль играет формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Одним из важных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Важно отметить, что орудием в руках системы правоохранительных и надзорных органов, органов судебной власти в борьбе с коррупционными преступлениями является Уголовный кодекс РФ. Так, за получение взятки статьей 290 Уголовного кодекса РФ предусмотрено суровое наказание - штраф до 5 миллионов рублей, лишение свободы до 15 лет.
Наказание также предусмотрено и за дачу взятки. Статья 291 Уголовного кодекса РФ предусматривает в качестве максимального наказания штраф в размере до 4 миллионов рублей, а также лишение свободы -до 15 лет. Возможно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет.
Следует знать! Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию, расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело о дачу взятки.
С 1 апреля 2025 года вводится лимит на количество сим-карт для абонентов
Федеральным законом от 08.08.2024 № 303-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Так, физическому лицу может быть выделено операторами подвижной радиотелефонной связи и предоставлено в пользование абонентами – юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями в совокупности не более 20 абонентских номеров.
Законом установлены особенности оказания услуг подвижной радиотелефонной связи иностранным гражданам или лицам без гражданства, предусматривающие возможность предоставления в пользования не более 10 абонентских номеров.
Также на операторов связи возлагается обязанность проверять достоверность сведений об абоненте и о корпоративных пользователях до начала оказания им услуг.
Проверить количество заключенных договоров об оказании услуг связи можно с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Об экологических разрешениях
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I категории (значительное воздействие), обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п.п. 30, 34 постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 № 881 «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов рассчитывается с применением повышенного коэффициента к ставкам платы (применяется коэффициент, равный 100).
Кроме того, статьей 8.47 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление хозяйственной и иной деятельности без комплексного экологического разрешения. За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Реализация полномочий по выдаче комплексных экологических разрешений возложена на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
С 01.03.2025 введена административная ответственность за нарушения при предоставлении места на рынке для торговли с применением контрольно-кассовой техники (ККТ)
К ответственности по ч. 16, 17 ст. 14.5 КоАП РФ будет привлечена управляющая рынком компания в случае, если она допустила в отношении лица, которому предоставила торговое место, такие нарушения:
- разрешила осуществлять торговую деятельность без представления копии карточки регистрации ККТ в налоговом органе;
- не проверила факт регистрации ККТ на сайте ФНС;
- не попросила зарегистрировать ККТ по адресу рынка;
- допустила торговлю до регистрации ККТ;
- не отказалась от договора о предоставлении торгового места в предусмотренных законом случаях.
За такие нарушения должностных лиц оштрафуют на сумму от 40 тыс. до 50 тыс. руб., юридических – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Также для юридического лица предусмотрено применение административного наказания в виде предупреждения.
Однако, за повторное совершение аналогичного правонарушения должностные лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 17 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 50 тыс. до 80 тыс. руб., юридические – от 300 тыс. до 1 млн руб.
Рассмотрение дел указанной категории осуществляют налоговые органы по месту регистрации виновного лица.
Увольнение в связи с утратой доверия: понятие и правовые последствия
Частью 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены случаи, при которых лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия, а именно:
- непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами;
- участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- осуществления предпринимательской деятельности;
- вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
На основании требований законодательства при увольнении (освобождения от должности) в связи с утратой доверия учитываются характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других антикоррупционных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения своих должностных обязанностей.
Особенности процедуры банкротства граждан
Банкротством гражданина считается признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.
По общему правилу заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем 500 000 рублей и указанные требования не исполнены в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
В то же время, если гражданин предвидит банкротство, и имеются обстоятельства, очевидно свидетельствующие о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, он так же вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом.
Размер неисполненных обязательств в этом случае значения не имеет.
При этом гражданин должен отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
К заявлению необходимо приложить документы, перечень которых закреплен в
п. 3 ст. 213.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Кроме того, в заявлении необходимо указать наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.
Согласно п. 5 ст. 213.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вопрос о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должен быть рассмотрен на заседании арбитражного суда не ранее чем по истечении 15 дней и не позднее чем в течение 3-х месяцев с даты принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом.
С даты вынесения судом определения, содержащего указание на введение реструктуризации долгов, наступает ряд правовых последствий, закрепленных в ст. 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе:
- вводится мораторий на удовлетворение требований по обязательствам;
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей;
- снимаются ранее наложенные аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина. Аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина могут быть наложены только в процессе по делу о банкротстве гражданина.
Кроме того, гражданин не вправе без предварительного согласия арбитражного управляющего совершать сделки по приобретению, отчуждению имущества, стоимость которого составляет более чем 50 000 рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств, по получению и выдаче займов, получению кредитов, выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина, по передаче имущества в залог.
В то же время, гражданин вправе открыть специальный банковский счет и распоряжаться денежными средствами, размещенными на нем, без согласия финансового управляющего, но на сумму не более 50 000 рублей в месяц.
В случаях, установленных п. 1 ст. 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия такого решения и выявленное или приобретенное после даты принятия решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Так, например не может быть обращено взыскание на жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением жилого помещения (его части), являющегося предметом ипотеки, на которое может быть обращено взыскание.
Кроме того, гражданин вправе обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке (параграф 5 главы X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Признание арбитражным судом гражданина банкротом влечет для него следующие правовые последствия:
- в течение 5 лет он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства;
- в течение 3 лет он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом;
- иные последствия, установленные ст. 213.30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Указанные сроки отсчитываются с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.
Для покупки жилого дома за счет средств материнского капитала потребуется заключение о его пригодности для проживания
Федеральным законом от 26 декабря 2024 г. № 495-ФЗ внесены изменения в статью 8 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которым теперь для покупки жилого дома за счет средств материнского капитала потребуется заключение о его пригодности для проживания.
Установлено, что в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала может быть отказано в случае отсутствия заключения о соответствии жилого помещения, являющегося жилым домом (частью жилого дома), в том числе домом блокированной застройки, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Данные положения не распространяются на лиц, подавших заявления в органы Социального фонда России до дня вступления в силу указанного закона, то есть до 1 января текущего года.
Ежегодная семейная выплата гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей
Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 179-ФЗ «О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей» для работающих родителей вводится ежегодная выплата.
В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, Федеральным законом устанавливается ежегодная семейная выплата гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей.
Право на получение выплаты предоставляется работающим родителям (усыновителям, опекунам, попечителям), имеющим двух и более детей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающим на территории Российской Федерации, при условии, что такие родители (усыновители, опекуны, попечители) являются налоговыми резидентами Российской Федерации и с их доходов уплачен налог на доходы физических лиц в году, предшествующем году обращения за назначением выплаты.
Право на получение выплаты возникает при условии, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на год, предшествующий году обращения за назначением выплаты.
Выплата производится каждому из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) детей в возрасте до 18 лет и детей в возрасте до 23 лет в случае, если они обучаются в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучения по дополнительным образовательным программам), при условии, что у заявителя отсутствует задолженность по уплате алиментов.
Выплата назначается и производится территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Заявление о назначении выплаты может быть подано заявителем с 1 июня до 1 октября года, следующего за годом, за который исчислен налог на доходы физических лиц.
Заявление о назначении выплаты подается в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или месту фактического проживания.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2026 года.