город Новочебоксарск Чувашской Республики

Роспотребнадзор рекомендует: как покупателю отстоять свои права

Рассказываем во Всемирный день защиты прав потребителей.
Каждый из нас регулярно совершает покупки в продуктовых магазинах. К сожалению, незнание
своих прав приводит к тому, что мы переплачиваем за товар, покупаем продукты питания
ненадлежащего качества, покорно открываем свои сумки по первому требованию продавца или
охранника. Однако недостаток информации приводит и к тому, что и мы можем потребовать
от продавца то, что он делать не обязан. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, давайте
разберемся, когда прав покупатель, а когда продавец.
Права покупателя как потребителя продовольственных товаров закреплены в Федеральном законе
«О защите прав потребителей» от 07.02.1992 No 2300-1, в Постановлении Правительства
Российской Федерации от 19 января 1998 г. No 55 «Об утверждении правил продажи отдельных
видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется
требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены
аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества,
не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита,
фасона, расцветки или комплектации» и в других нормативно-правовых актах.
Когда прав покупатель
Существует много ситуаций, когда законодательство стоит на стороне покупателя. Например, вы
покупаете продукт питания, а кассир пробивает другую цену, ссылаясь на то, что товар
подорожал, а ценники еще не поменяли. Это нарушение закона. Продавец обязан продать товар
именно по той цене, которая указана на ценнике. Если кассир отказывается, позовите
администратора, напишите претензию. В подавляющем большинстве случаев продавцы знают, что
нарушают закон, и продадут вам товар именно по той цене, которая указана в ценнике.
Или такая ситуация – вы купили продукт питания, а дома оказалось, что он испорчен – у него
истек срок годности, нарушена герметичность упаковки или он потерял свои потребительские
свойства в связи с неправильным хранением. Как правило, мы просто выкидываем такой
товар, ругая себя или продавца за невнимательность. А зря! Это товар ненадлежащего качества,
и его обязаны принять обратно в магазин, а вам возместить его полную стоимость или обменять
на такой же товар, но уже надлежащего качества.
Бывает и так, что покупатель случайно поскользнулся на мокром полу и уронил какие-то товары
или не заметил в проходе коробок, которых там быть не должно, а администрация магазина
настойчиво требует оплаты за испорченные продукты. В таком случае вы платить не обязаны,
а администрация магазина может добиться от вас взыскания денег только через суд.
Иногда недобросовестные продавцы обманывают покупателя насчет потребительских свойств
товара. Особенно часто пытаются импортные овощи и фрукты выдать за отечественный продукт.
Действительно, ведь на каждом яблоке или огурце не написано, где они произведены. Но даже
если на ценнике указана страна-производитель, а вы в этом сомневаетесь, можно потребовать
у продавца показать сопроводительную документацию на товар, и он обязан вам ее предоставить.
Обычно при покупке товара, фасовка которого была произведена в заводских условиях
производителя, вопросы о фирме-изготовителе, весе, сроках годности не возникают. Другое дело,
когда мы покупаем продукты, фасовка которых производится непосредственно в магазине, –
печенье, конфеты и многие другие продукты. В этом случае вы будете абсолютно правы,
потребовав, чтобы продавец на расфасованном товаре указывал его наименование, вес, цену
за килограмм, стоимость отвеса, дату фасовки, срок годности, номер или фамилию весовщика.
В некоторых магазинах продавцы пытаются взять плату за упаковку, в которую расфасовывают
товар. Это нарушение закона. Упаковка не должна входить в стоимость продукта и уж тем более
ее вес не должен учитываться при продаже.
Бывает и такая ситуация: вы купили продукты, оплатили их, но на выходе из магазина у вас
требуют открыть сумки и провести досмотр, например, охранник или кассир. И хотя вам нечего
скрывать, но идти на поводу у охраны или работника магазина вы не обязаны. Правом на личный
досмотр обладают исключительно сотрудники полиции.
Когда прав продавец
Случается, что вы купили продукт, особенно скоропортящийся, например колбасу, пришли домой
и обнаружили, что не успеете съесть его до конца срока годности, так как такой же продукт уже
лежит в холодильнике. Возникает мысль: почему бы не сдать колбасу обратно? Вы приходите
в магазин, но продавец отказывается его принимать. Как же так, у вас и чек сохранился,
и целостность упаковки не нарушена... Но в этом случае продавец прав. Пищевой продукт
надлежащего качества не подлежит обмену и возврату.
Бывают случаи, когда порча продуктов питания происходит по вине покупателя. Например,
выскользнула из рук и разбилась бутылка лимонада или ваши дети взяли с полки продукт
и попробовали его на вкус. Оплачивать такой товар вы не хотите – ведь это произошло в торговом
зале и товар еще не купили. Но администрация магазина настаивает на возмещении убытка путем
взыскания через суд. Конечно, вы можете не согласиться, хотя в этом случае суд, как правило,
встает на сторону продавца, особенно если факт порчи доказан видеоматериалами с камер
видеонаблюдения или показаниями свидетелей.
В любом случае, зная свои права и обязанности, легче решить спорные вопросы, возникающие
в отношениях «продавец-покупатель». Приятных вам покупок!


25 марта 2025
14:31
Поделиться