Дайджест новостей от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии
Всемирный день прав потребителей - 15 марта 2025 года
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей.
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций – Consumers International каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей.
В 2025 году его девизом станет «A Just Transition to Sustainable Lifestyles» – «Справедливый переход к устойчивому образу жизни».
В эпоху экологических проблем и растущего осознания хрупкости нашей планеты, принятие устойчивого образа жизни становится необходимой и важной обязанностью каждого гражданина.
Устойчивый образ жизни – это подход, который сосредоточен на осознанном потреблении, стремлении к минимизации ухудшения состояния окружающей среды в следствии потребления человеком продуктов и ресурсов.
Крайне важно, чтобы выбор экологически чистых и полезных для здоровья продуктов, товаров стал более доступным для потребителей, эффективное и рациональное использование ресурсов не наносило бы вред окружающему нас миру, развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей стало бы доступным для различных групп населения.
Этот переход не должен происходить за счет ущемления основных потребностей человека, а наоборот, должен давать шанс для усиления защиты, расширения прав и возможностей потребителей и быть безусловным.
Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу утвержден соответствующий план проводимых в рамках Всемирного дня прав потребителей мероприятий.
Мероприятия, организованные в рамках Всемирного дня, предусматривают различные формы работы, связанные с информированием и консультированием граждан, разъяснением актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказанием практической помощи потребителям среди различных групп населения, и направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей.
О режиме проверки на кассе
Предпринимателям напоминаем, что с 1 апреля 2024 года поэтапно вводится режим проверок на кассах для товаров, подлежащих маркировке, для следующих категорий: табак, пиво, молочная продукция, упакованная вода, антисептики, БАД, обувь, фотоаппараты, шины, одежда, духи и безалкогольные напитки.
С этой даты поэтапно наступает запрет продажи товара, подлежащего обязательной маркировке, если при проверке кода маркировки на кассе верхнеуровневое кассовое ПО выдало ошибку.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2023 г. № 1944 утверждены:
- перечень случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенностей внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров;
- Правила применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации, в том числе правил получения информации из указанной государственной информационной системы (далее соответственно - Правила запрета, Перечень случаев).
Согласно срокам введения запрета розничной продажи товаров на основании информации, полученной из информационной системы мониторинга, в режиме реального времени (в режиме онлайн), предусмотренными Перечнем случаев:
- с 1 апреля 2024 г. введены требования для участников оборота товаров, осуществляющих розничную реализацию товаров, по проверке кода маркировки при продаже табачной продукции, никотинсодержащей и безникотиновой продукции, а также пива, напитков, изготавливаемых на основе пива и отдельных видов слабоалкогольных напитков (далее - пиво и слабоалкогольные напитки), упакованных в кеги;
- с 1 мая 2024 г. введены требования для участников оборота товаров, осуществляющих розничную реализацию товаров, являющихся крупной торговой сетью, по проверке кода маркировки при продаже молочной продукции и упакованной воды;
- с 1 сентября 2024 г. введены требования по проверке кода маркировки при продаже молочной продукции и упакованной воды для всех остальных участников оборота товаров, осуществляющих продажу молочной продукции и упакованной воды;
- с 1 ноября 2024 г. вступают в силу требования по проверке кода маркировки при продаже пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в потребительские упаковки, парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием, а также кожных антисептиков - дезинфицирующих средств, биологически активных добавок к пище, обувных товаров, товаров легкой промышленности, фототоваров, шин, духов и туалетной воды.
Пунктом 6 Правил запрета предусмотрено, что продавец не вправе осуществлять розничную продажу товара при наличии одного или нескольких случаев, указанных в Перечне.
В каких случаях запрещена продажа маркированного товара?
-в системе маркировки отсутствует информация о маркировке средствами идентификации товара;
-в системе маркировки отсутствуют сведения о вводе в оборот товара или нанесении кода маркировки на товар;
-товар выведен из оборота;
-срок годности истек;
-товар запрещен к реализации по решению органов государственного контроля (надзора);
-цена реализации товара ниже или выше максимальной̆ розничной̆ цены;
-код проверки кода маркировки не соответствует характеристикам средства идентификации.
С полной информацией по срокам запуска, о том, как происходит проверка на кассе товара, как посмотреть статистику отклонений по чекам с разрешительным режимом, можно ознакомиться на официальном сайте торговой маркировки Честный знак https://честныйзнак.рф/.
Введение режима проверок на кассе и контроля со стороны кассового программного обеспечения поможет продавцу соблюдать правила продажи товаров с маркировкой средствами идентификации.
Рекомендации по выбору хлеба
Где покупать хлеб?
Хлеб и хлебобулочные изделия лучше приобретать в специально оборудованных для этого торговых точках – так там созданы правильные условия для их хранения и реализации: вентиляция, отдельные лотки. Покупая выпечку с рук, вы рискуете приобрести испорченные или изготовленные с нарушениями правил продукты.
Признаки качественного хлеба
Выбирайте хлеб правильной формы, без вмятин, трещин и боковых наплывов. Однако на поверхности подового хлеба допустимы надрезы и наколы.
Хлеб должен быть хорошо пропечен, мякиш должен быть не влажный на ощупь, эластичный, у заварных сортов – с небольшой липкостью, без комочков и следов непромеса, с хорошо развитой равномерной пористостью, без пустот и уплотнений. После легкого надавливания пальцем мякиш принимает первоначальную форму. У черствого хлеба появляются крошковатость и жесткость. Вкус и запах должен соответствовать виду изделия.
Дефекты хлеба и хлебобулочных изделий могут возникнуть при использовании недоброкачественного сырья, нарушении технологии приготовления изделий, несоблюдении условий хранения и транспортировки, истечения сроков годности.
Признаки некачественного (небезопасного) хлеба
Внешний вид
Не покупайте хлеб с плесенью, подозрительными пятнами, вмятинами, трещинами, боковыми наплывами, слишком тонкой верхней коркой, которая отстает от мякиша, или, наоборот, очень толстой и твердой. На нижней корке хорошего хлеба не должно быть золы и углей, поверхность не должна быть липкой или потемневшей. Если изделие слишком хрупкое и рассыпается, значит, оно некачественное. Должен насторожить слишком темный или слишком светлый цвет.
Состояние мякиша
Откажитесь от употребления хлеба с сырым плотным липким мякишем, в котором заметны комки, прослойки муки, плесень или посторонние предметы.
Вкус и запах
Не стоит употреблять хлеб с горьким, резко кислым или затхлым вкусом, с затхлым или плесневым запахом, посторонними привкусами, а также если вкус и запах не соответствуют выбранному сорту.
Какой хлеб выбрать
Производители предлагают невероятное количество самого разного хлеба в зависимости от сорта и вида муки, а также технологии производства.
Рассмотрим самые популярные сорта.
Ржаной хлеб
Продукт со средней углеводной нагрузкой и высокой питательной ценностью, при умеренном употреблении не провоцирует набор лишнего веса и дарит долгое чувство сытости. Ржаной хлеб содержит клетчатку, железо, магний, аминокислоты.
Чем темнее цвет хлеба, тем больше в нём ржаной муки. Нежелательно сочетать его с мясом, поскольку такая комбинация усложняет процесс переваривания. Оптимально есть такой хлеб с лёгкими овощными салатами и супами.
Бородинский хлеб
Бородинский хлеб богат витаминами группы B (не уступает в этом мясу), макро- и микроэлементами. Полноценного белка в нём больше, чем в любом другом хлебе. Витамин В1, или тиамин, которого в бородинском достаточно много, важен для работы нервной системы. Он хорошо усваивается организмом, благоприятен для процессов пищеварения, а тмин, кориандр или анис, которыми он посыпан, способствуют выведению из организма мочевой кислоты.
Хлеб с отрубями
Благодаря наличию в составе грубых пищевых волокон, хлеб с отрубями долго переваривается и не вызывает резких колебаний уровня глюкозы в крови, что важно для людей с диабетом. Он насыщает организм витаминами группы B, налаживает нормальную работу кишечника, повышает иммунитет за счёт антиоксидантов в составе, надолго дарит чувство сытости без ощущения тяжести и вздутия живота.
Зерновой хлеб
Содержит отруби и зародыши зерна, которые насыщают организм клетчаткой, витаминами и минеральными веществами. В цельнозерновом хлебе зерно сохраняет свою оболочку, в которой содержится максимальное количество полезных ферментов, аминокислот и витаминов.
Отдавайте предпочтение хлебобулочным изделиям, обогащённым витаминами, минеральными веществами, микронутриентами, в состав которых входят ржаная мука, отруби, мука грубого помола. Такая продукция восполняет от 20% до 75% суточной потребности человека в витаминах и минеральных веществах.
Права потребителей при заказе продукции общественного питания
В связи с развитием информационных технологий все больше предприятий общественного питания реализуют свою продукцию с доставкой на дом или офис, заказ которой осуществляется через сеть «Интернет» или по телефону.
Деятельность по предоставлению услуг общественного питания регламентируется Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в том числе Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г № 1515 (далее – Правила).
Одно из основных прав потребителей – это получение полной и достоверной информации о предприятии общественного питания и реализуемой им продукции.
В большинстве случаев, реализация продукции общественного питания осуществляется через специальные сервисы владельцев агрегатора.
Информация о владельце агрегатора и о продавце (исполнителе), должна быть доведена до сведения потребителей (ст. 9 Закона РФ № 2300-1).
Такую информацию владелец агрегатора обязан разместить на своем сайте в сети «Интернет».
Не менее важна информация о предлагаемой продукции общественного питания, которая также подлежит размещению на сайте (п. 1 ст. 10 Закона РФ № 2300-1, п. 9 Правил).
Если же потребителю привезли заказ не в срок, то он может воспользоваться правом на неустойку в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ № 2300-1.
В данном случае доставка питания исчисляется в минутах и часах, следовательно, потребитель, имеет право на получение неустойки в размере трех процентов от общей цены заказа за каждый час просрочки исполнения заказа.
Если потребитель остался недоволен качеством предоставленной услуги, то он вправе по своему выбору потребовать (ст. 29 Закона РФ № 2300-1): безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; повторного приготовления блюда.
Внимание!!! Если услуга, в отношении которой, потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет владельца агрегатора, не оказана в срок, то потребитель вправе требовать от владельца агрегатора возврата оплаченной им суммы.
Владелец агрегатора обязан возвратить указанную сумму, в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования.
О возврате денежных средств за подарочные карты и сертификаты
Подарочную карту или сертификат можно приобрести практически в любом магазине. При этом номинал подарочной карты определяется потребителем. В судах сформировался подход, что подарочная карта (сертификат) не является товаром, а дает право предъявителю приобрести у продавца товары (а иногда и работы, услуги) на указанную в ней сумму. Соответственно, деньги от реализации таких карт (сертификатов) являются предоплатой за товары (работы, услуги), которые будут приобретены (выполнены, оказаны) в будущем. Такая позиция позволила во многих случаях защитить потребителя от практики выпуска подарочных сертификатов со сроками действия.
Многие граждане жаловались, что их сертификаты через какое-то время «сгорают», в выплатах денег отказывают и они остаются в распоряжении магазинов. В последнее время увеличилось количество обращений на отказ в возврате денежных средств, уплаченных за подарочную карту.
В своем желании удерживать денежные средства потребителей некоторые продавцы дошли до Верховного Суда Российской Федерации, однако высшая судебная инстанция поддержала Роспотребнадзор и признала право потребителя на возврат денежных средств за ранее приобретенный подарочный сертификат (карту). Указанная правовая позиция была сформирована в Определении Верховного Суда РФ от 27.12.2018 N 305-АД18-18522 по делу N А40-202419/2017. Как указал суд, к рассматриваемым правоотношениям по продаже-приобретению подарочных карт следует применять по аналогии нормы, регулирующие отношения договора розничной купли-продажи, при которых приобретение потребителем подарочной карты подтверждает внесение аванса и право на покупку товара в будущем, а, соответственно, в силу закона, аванс не может быть удержан продавцом.
Указанная позиция соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 57-КГ15-7 и определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2014 N 305-КГ14-1498.
Защищаем права потребителей
На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании ФЗ от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» (далее Закон № 126-ФЗ).
Законом № 126-ФЗ определен претензионный порядок разрешения споров, связанных с оказанием услуг связи. То есть пользователь услугами связи до направления жалобы в государственный орган обязан направить оператору связи претензию.
Претензия должна быть письменно оформлена и содержать указание на конкретное нарушение и определенное требование.
Оператор связи регистрирует претензию не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления, и должен рассмотреть ее в течение 30 дней со дня регистрации.
Результаты рассмотрения претензии направляются лицу, предъявившему претензию, в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии (п. 7 ст. 55 Закона N 126-ФЗ).
В случае неполучения ответа от оператора связи в установленные сроки Вы имеете право обратиться в адрес Управления Роспотребнадзора приложив к своему обращению копии необходимых документов путем направления посредством связи Интернет.
Рекомендации по выбору подарочных сертификатов
Приближаются праздничные дни, а Вы не успели купить подарки родственникам, коллегам, друзьям? Если Вы знаете, из какой сферы потребления желателен подарок (например, бытовая техника, парфюмерно-косметическая продукция), но опасаетесь не угадать с конкретным наименованием, можно приобрести подарочный сертификат. С ним получатель может приобрести любую продукцию или воспользоваться услугой на конкретную сумму.
Главный плюс сертификата в том, что его обладатель сам выбирает, какой подарок хотел бы получить по случаю праздника. Подарочные сертификаты продаются в магазинах косметики, бытовой техники, салонах красоты, спортивных центрах и многих других заведениях.
Что такое сертификат/подарочная карта с точки зрения закона?
Согласно разъяснениям Минфина РФ, в качестве подарочного сертификата принято понимать документ, удостоверяющий право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, товары, работы или услуги на сумму, равную его номинальной стоимости.
Как таковой подарочный сертификат не является товаром, а лишь подтверждает внесение денежных средств за товар, который может быть приобретен как самим плательщиком, так и другим лицом.
Однако обмен подарочной карты (сертификата) на товары признается реализацией товара. Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара, покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.
Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги). Являясь держателем подарочной карты, гражданин также в равной мере является потребителем и имеет право реализовывать все права, предусмотренные законом. Платёжным документом в указанной ситуации является непосредственно подарочная карта, в связи с чем наличие чека не требуется.
Таким образом, сертификат предоставляет право приобрести товар на сумму, указанную в нем, и если потребитель не использовал сертификат, то он имеет право на возврат денежных средств.
Указанный подход подтверждается, в том числе правовыми позициями, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 57-КГ15-7, от 19.05.2020 № 78-КГ20-3, от 16.03.2022 № 307-ЭС21-16004
Владелец подарочного сертификата вправе направить в адрес продавца письменную претензию способом, достоверно позволяющим установить получение претензии уполномоченным лицом, с требованием о возврате уплаченных денежных средств.
О маркировке товаров
Внесены изменения в Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.07.2024 №1765-р утверждены изменения, которые вносятся в Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 792-р.
В обновленном перечне 77 позиций маркируемых товаров разделены на пищевые и непищевые. Включена продукция, в отношении которой обязательная маркировка вводится с 1 сентября 2024 г. Речь идет о безалкогольном пиве, консервах, пищевых растительных маслах, отдельных видах техсредств реабилитации, велосипедах, кормах для домашних животных и ветеринарных лекарствах.
В список также включены новые БАДы к пище, медицинские перчатки и антисептики, обязательная маркировка которых начнется с 1 марта 2025 г.
Ознакомиться с полным текстом документа можно по ссылке.
Рекомендации потребителям при выборе подарков к 23 февраля
При приобретении товара необходимо помнить, что потребитель не вправе вернуть товар надлежащего качества и потребовать возврата уплаченных за него денежных средств просто потому, что он передумал. Вместе с тем потребитель имеет право в течение 14 дней, не считая дня покупки, обменять такой товар у продавца, у которого он был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца.
Важно!
Законом предусмотрено первоначальное требование на обмен непродовольственного товара надлежащего качества.
В случае отсутствия на день обращения в продаже аналогичного товара, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Требование о возврате денег подлежит удовлетворению в течение 3 дней со дня обращения.
Важно!
По указанным основаниям не подлежат обмену непродовольственные товары надлежащего качества включенные в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный Правительством Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Так, в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену включены:
- Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, лекарственные препараты.
- Предметы личной гигиены.
- Парфюмерно-косметические товары.
- Текстильные товары, кабельная продукция, строительные и отделочные материалы и другие товары, цена которых определяется за единицу длины.
- Швейные и трикотажные изделия.
- Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами.
- Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
- Мебельные гарнитуры бытового назначения.
- Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни.
- Автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты (двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автотранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины) к автомобилям и мотовелотоварам, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
- Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года.
- Гражданское оружие, основные части, патроны, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.
- Животные и растения.
- Непериодические издания.
Подарочный сертификат можно вернуть
Сегодня достаточно широкой популярностью у потребителей пользуются подарочные сертификаты. Они выпускаются в виде пластиковых карт, бумажных документов или выдаются в электронном виде, как ссылки или коды. Если даритель не знает, чем порадовать в знаменательный день близкого человека, то сертификат может стать неплохой альтернативой подарку. Его можно приобрести практически в любом магазине.
Однако даже с таким подарком можно не угодить – случается, что одариваемый не хочет обменивать его на товар в данном магазине и предпочитает просто денежную сумму. Бывает, что подарочной картой воспользоваться не удалось - не нашлось подходящего товара в магазине, или срок ее действия закончился. В таком случае потребителей интересует, можно ли вернуть деньги за сертификат и может ли магазин отказать в возврате денег?
Роспотребнадзор разъясняет, что, согласно определению Верховного суда РФ № 307-ЭС21-16004 от 16.03.2022: «денежные средства, полученные продавцом при реализации подарочных карт, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться физическими лицами в будущем».
Таким образом, подарочный сертификат не является товаром, а дает право предъявителю приобрести товары, работы и услуги в счет предоплаты. Такая позиция позволила во многих случаях защитить потребителя от практики выпуска подарочных сертификатов со сроками действия. Кроме того, закон о защите прав потребителей не предусматривает право продавца, получившего деньги за карту предварительной оплаты, удерживать их, если владелец карты требует их вернуть.
В своем желании удерживать денежные средства потребителей некоторые продавцы дошли до Верховного Суда Российской Федерации, однако высшая судебная инстанция поддержала Роспотребнадзор и признала право потребителя на возврат денежных средств за ранее приобретенный подарочный сертификат (карту). Указанная правовая позиция была сформирована в Определении Верховного Суда РФ от 27.12.2018 N 305-АД18-18522 по делу N А40-202419/2017. Как указал суд, к рассматриваемым правоотношениям по продаже-приобретению подарочных карт следует применять по аналогии нормы, регулирующие отношения договора розничной купли-продажи, при которых приобретение потребителем подарочной карты подтверждает внесение аванса и право на покупку товара в будущем, а, соответственно, в силу закона, аванс не может быть удержан продавцом.
Таким образом, любой подарочный сертификат можно вернуть продавцу и получить за него деньги. Приятных покупок!
Как установить самозапрет на кредит?
Для борьбы с мошенниками Центральный Банк РФ разработал процедуру самозапрета на выдачу кредитов.
Самозапрет на кредиты - это ограничение, которое банк по заявлению клиента накладывает на операции, осуществляемые с помощью удаленного доступа через интернет. Запретить можно как отдельно кредитование, так и другие банковские операции или установить максимальную сумму.
С 1 марта 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 26.02.2024 № 31-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» (далее – Федеральный закон № 31-ФЗ) – потребители смогут потребовать внести в свои кредитные истории сведения о запрете заключать договоры потребительского кредита или займа, кроме ипотечных и тех, которые обеспечены залогом транспорта. Еще одно исключение — основной образовательный кредит с господдержкой.
Запрет на заключение договоров потребительского займа (кредита) – мера, которую вы можете принять, чтобы ограничить заключение с вами указанных договоров (пп. «б» п. 2 ст. 1 Федерального закона № 31-ФЗ).
Чтобы установить запрет, вам нужно подать заявление о запрете (о снятии запрета) (п. 4, 5.1. ст. 1 Федеральный закон № 31-ФЗ) через Единый портал «Госуслуг», либо через МФЦ.
МФЦ обязаны обеспечить оказание этой услуги со дня доработки и настройки автоматизированной информационной системы МФЦ (но не позднее 1 сентября 2025 г.).
Заявление о запрете, заявление о снятии запрета подаются указанными способами во все квалифицированные бюро кредитных историй. Это бесплатно, заявления можно подавать любое количество раз (п. 4, 5.1. ст. 1 Федерального закона № 31-ФЗ).
Единые правила в области защиты прав потребителей
6 декабря 2024 года принят Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О Единых правилах в области защиты прав потребителей» (далее – Единые правила, Правила).
Единые правила — это документ прямого действия и высшей юридической силы, поэтому законы о защите прав потребителей Российской Федерации и Республики Беларусь действуют только в части норм, не противоречащих Единым правилам.
Единые правила предназначены для регулирования отношений между потребителями и различными участниками потребительского рынка в Союзном государстве, а также для обеспечения высокого уровня правовой защиты для российских и белорусских потребителей.
Единые правила являются гражданско-правовым актом и изложенные в них нормы должны применяться при установлении, исполнении, изменении и прекращении соответствующих правоотношений с участием потребителей.
В Правилах расширен перечень субъектов-контрагентов потребителей. Помимо организаций и индивидуальных предпринимателей, к ним отнесены физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но тем не менее выполняющие функции изготовителя, исполнителя или продавца. В законодательстве Российской Федерации см. статью 23 Гражданского кодекса РФ «Предпринимательская деятельность гражданина» и Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
В перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав, дополнительно включены также поставщики — оптовые продавцы. Это может помочь потребителю в ситуациях, когда, например, того, кто продал ему некачественный товар, уже нет на рынке, а изготовитель и импортер недоступны или не реагируют на претензию. Если потребителю удастся найти поставщика, продавшего этот товар отсутствующему розничному продавцу, у него будет шанс получить от него возмещение.
Согласно Правилам продавец обязан провести за свой счет экспертизу товара не только при возникновении спора с потребителем из-за выявленного недостатка в товаре, но и когда предметом спора между ними стала достоверность информации о товаре и его изготовителе.
Также сокращены предельные сроки удовлетворения законных требований потребителя ответственными перед ним лицами, причем в отношении срока на безвозмездное устранение недостатков (то есть на гарантийный ремонт) сокращение значительное: с 45 до 14 дней.
Конкретизируется срок, в течение которого потребитель вправе отказаться от заключенного договора в случае непредоставления ему необходимой и достоверной информации о продукции при заключении договора – 7-дневный срок.
На продавца и исполнителя возлагается обязанность соблюдать права потребителей в том числе при реализации продукции без взимания платы (например, в маркетинговых и рекламных целях).
Расширена сфера ответственности маркетплейсов. Согласно Правилам они приобрели обязанность обеспечения соблюдения требований Правил продавцами товаров и исполнителями услуг, предложения которых они размещают на своей электронной площадке, обеспечить условия для предоставления ими полной и достоверной информации о реализуемой продукции.
Введено обобщающее понятие для всех объектов потребительских правоотношений – «продукция». Продукция в соответствии с правилами – это товар, результат работы, услуга, цифровой продукт.
В Правила включено новое для потребительского законодательства понятия «цифровой продукт», под которым понимается «объект гражданских прав, зафиксированный с помощью цифровых технологий (преобразованный в цифровой формат) посредством создания записи о нем в информационной системе (системах), в которой происходит взаимодействие с потребителем по поводу этого объекта, в том числе программы и элементы программ для ЭВМ (включая порождаемые программой аудиовизуальные отображения), фонограммы, аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату)». Защите прав потребителей при реализации цифровых продуктов посвящена специальная глава Единых правил.
Единые правила призваны улучшить условия предоставления услуг и товаров, включая интернет-площадки и маркетплейсы, а также обеспечить более эффективную защиту прав потребителей от недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, в том числе физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям.
Что такое подвижная связь и какими правами обладают абоненты
Подвижная связь — это услуги подвижной радиосвязи, подвижной радиотелефонной связи и подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.
Общие положения по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2024 г. №1994 «Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи и перечня организаций, имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте — физическом лице».
Дополнительно к обязанностям оператора связи, указанным в пункте 24 настоящих Правил, оператор связи обязан:
а) до начала оказания услуг связи или по запросу абонента, в том числе путем направления запроса с использованием единого портала, предоставлять абоненту сведения о заключенных оператором связи или лицом, действующим от его имени, с абонентом договорах об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и выделенных абонентских номерах. Предоставление указанных сведений осуществляется непосредственно абоненту с использованием сети «Интернет», в том числе посредством их направления в личный кабинет абонента на едином портале при условии завершения регистрации в единой системе идентификации и аутентификации и по адресу электронной почты, указанному абонентом в договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, если абонентом избран такой способ предоставления сведений. Сведения, предоставляемые абоненту, должны содержать номер договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и дату его заключения в отношении каждого договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, идентификационный номер налогоплательщика и наименование оператора подвижной радиотелефонной связи, абонентский номер и дату начала оказания услуг связи. Сведения, предоставляемые оператором связи на единый портал, должны соответствовать формату данных, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2022 г. №1313 «Об утверждении Правил представления операторами подвижной радиотелефонной связи информации, необходимой для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов — юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей»;
б) приостановить оказание услуг подвижной радиотелефонной связи по выделенному абоненту абонентскому номеру в случае неисполнения абонентом обязанностей, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 117 и подпунктом «б» пункта 165 настоящих Правил, а также в случае неисполнения абонентом - физическим лицом обязанностей, предусмотренных подпунктом «в» пункта 26 настоящих Правил;
в) возобновлять оказание услуг подвижной радиотелефонной связи абоненту или пользователю услуг связи в течение 3 календарных дней со дня устранения абонентом или пользователем услуг связи нарушений, которые повлекли за собой приостановление оказания услуг подвижной радиотелефонной связи в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта;
г) не оказывать услуги связи абоненту — физическому лицу или пользователю услуг связи абонента — юридического лица или индивидуального предпринимателя при использовании им утраченного пользовательского (оконечного) оборудования, идентификатор которого внесен в единую систему идентификации и аутентификации, в случае подтверждения уникальности идентификатора на основании сведений, имеющихся в распоряжении оператора подвижной радиотелефонной связи;
д) предоставлять абоненту — физическому лицу или пользователю услуг связи абонента — юридического лица или индивидуального предпринимателя по запросу информацию об идентификаторе пользовательского (оконечного) оборудования, которое использовалось при получении услуг подвижной радиотелефонной связи.
Абонент несет обязательства по оплате оказанных оператором связи услуг подвижной связи до момента получения оператором связи уведомления об утрате идентификационного модуля.
Дополнительно к сведениям и условиям, которые должны быть указаны в договоре в соответствии с пунктами 22 и 23 настоящих Правил, в договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи должны быть указаны следующие сведения:
а) о способе информирования абонента об исполнении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного им с оператором связи или лицом, действующим от его имени;
б) о порядке направления оператором связи информации о недостоверности сведений об абоненте или пользователе услуг связи абонента — юридического лица или индивидуального предпринимателя;
в) о помещении, его части или оборудованном торговом месте для заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи.
В случае заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с иностранным гражданином или лицом без гражданства такой договор должен дополнительно содержать сведения о виде (типе) и идентификаторе пользовательского (оконечного) оборудования, в котором будет использоваться идентификационный модуль, не более одного для каждого абонентского номера.
При заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством сети «Интернет» в этом договоре указывается, что договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи заключен посредством сети «Интернет».
Оператор связи в случае заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи или его изменения в части добавления нового абонентского номера (абонентских номеров) с предоставлением идентификационного модуля или предоставления сведений о новом пользователе услуг связи абонента — юридического лица или индивидуального предпринимателя обязан до начала оказания услуг связи в порядке, определенном настоящими Правилами, осуществить проверку:
а) достоверности сведений об абоненте или пользователе услуг связи абонента - юридического лица или индивидуального предпринимателя, в порядке, определенном настоящими Правилами;
б) совокупного количества абонентских номеров, выданных физическому лицу на основании договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и предоставленных ему в пользование абонентами — юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Оплата услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых абонентам — физическим лицам, пользователям услуг связи абонентов — юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, посредством наличных расчетов производится в коммерческих банках и других кредитных организациях, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации, объектах почтовой связи, иных организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, только при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием единой системы идентификации и аутентификации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Оплата услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых абонентам — юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляется только в форме безналичных расчетов посредством перечисления денежных средств с расчетных счетов таких абонентов в коммерческих банках и других кредитных организациях, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктом 6 статьи 54 Федерального закона «О связи».
Внимание! Гринвошинг!
Гринвошинг – это маркетинговый ход, когда компании тратят деньги на экоимидж, но ничего не делают для снижения негативного влияния на окружающую среду. Простыми словами – это обман потребителя, готового переплачивать за экологичные товары, которые на самом деле таковыми не являются.
Термин образуется из комбинации двух слов – green (зеленый, экологичный) и whitewashing (отбеливание репутации). Появился благодаря американскому экологу Джею Вестервельду в 1986 году. В одном из отелей, где он остановился, посетителей просили отказаться от ежедневной смены постельного белья и полотенец. По словам владельца, они экономили воду, которая во многих странах в дефиците, а также боролись с загрязнением канализационных стоков моющими средствами. На самом деле в отеле сломалась прачечная, а благодаря модной экотеме владелец пытался сэкономить на стирке «на стороне». Вот такая предприимчивость.
Примеры гринвошинга
Примеров гринвошинга много, к нему прибегают и крупнейшие корпорации мира, и небольшие компании из разных отраслей экономики. Главных целей три – это привлечение финансирования, маркетинг и укрепление HR-бренда, то есть повышение привлекательности компании как работодателя.
В маркетинге гринвошинг используется для привлечения внимания к бренду и повышения лояльности потребителей к нему. Чаще всего гринвошинг встречается в сфере продажи товаров повседневного спроса. Также за счет экотемы любят повышать продажи производители косметики, одежды и обуви, фармацевтических товаров.
Кому больше всего нужен гринвошинг? Тому, кто больше всего вредит экологии. В связанные с «озеленением» скандалы часто попадают гиганты нефтегазовой отрасли. Например, нефтяная компания Exxon взяла на себя обязательство достичь «нулевого уровня выбросов» к 2050 году. Однако выяснилось, что речь не идет о выбросах, связанных с сжиганием произведенных компанией продуктов, – учитываются только «внутренние операции». Журналисты обратили внимание на «удручающе расплывчатые и ограничивающие обещания».
Американский энергетический гигант Westinghouse запустил серию рекламных роликов, в них фотография АЭС на фоне идеально чистого озера сопровождалась лозунгами о том, что атомная энергия не имеет запаха, аккуратная, чистая и безопасная. Но вот как раз с безопасностью были проблемы: к тому моменту уже произошли аварии на АЭС в штатах Мичиган и Айдахо. Также известен вред от воздействия ядерных отходов на окружающую среду.
Часто гринвошингом грешат производители «чистой» косметики. Эксперты не раз обращали внимание, например, на кремы Yves Rocher, созданные «преимущественно из растительных компонентов». Однако в них обнаружились силиконы, химические растворители, смягчители и искусственные отдушки. В «натуральном» креме Nivea тоже нашлись искусственные отдушки, метанол и производные пальмового масла. Всего этого в органической косметике быть не должно.
В неприятную ситуацию попала и H&M. Производитель одежды призывал приносить в магазины старые вещи, чтобы отправить их на переработку. Однако выяснилось, что большая часть этих вещей отправлялась на мусоросжигательные заводы – это же дешевле. А одежда из «осознанной» линейки H&M Conscious – ее можно было найти по зеленым биркам – по факту шилась из синтетических материалов, в том числе полиэстера.
Starbucks три года назад отказалась от пластиковых трубочек в обмен на крышки с носиком. Экокампания была громкой. Владельцы заявляли, что так они борются с чрезмерным использованием одноразового пластика. На самом деле крышечки содержали больше пластика, чем трубочки и старые крышечки вместе взятые. Тогда компания заявила, что все крышки идут на переработку. Но и тут они слукавили. На переработку шла лишь небольшая часть.
Natura Siberica указывала в составе не существующие в природе растения. Например, в составе некоторой продукции была указана дикая вулканическая морошка, дикий чёрный сахалинский кедр, дикий красный японский можжевельник, горный сахалинский репейник. Всё это действительно очень дико, поскольку таких растений не существует, а кедр в Сахалинской области вообще не растёт. Между тем, в компании отвечали, что это всё проделки копирайтеров. Компанию также обвиняли в жестоком обращении с животными, так как в одной из линий марки использовались панты – неокостеневшие рога, которые отрезают у живых оленей. Из рожек получают порошок. Некоторые животные не выживают от болевого шока после такой процедуры.
Приемы гринвошинга
Суть одна, а вариаций множество. Можно выделить следующие приемы гринвошинга:
- Акцент на достоинствах продукта с одновременным сокрытием его недостатков.
- Бездоказательные утверждения, которые не могут быть подвергнуты проверке покупателем.
- Слишком общие утверждения (например, «полностью натуральный продукт»).
- Неактуальные утверждения (к примеру, заявление о том, что продукт не содержит определенного вредного вещества, в то время как использование этого вещества и так запрещено).
- Выбор меньшего из двух зол (продвижение продукта, который может быть экологичнее аналогов, но при этом все равно наносит вред).
- Откровенно ложные заявления.
- Несуществующие красивые знаки и маркировки.
Как отличить полезный эко-продукт от гринвошинга?
Не существует одного надёжного способа раскрыть гринвошинг. Но есть настораживающие красные флаги – они помогают заподозрить обман, хоть и не дают 100% гарантию.
- Заявления без доказательств
Расплывчатые эко-заявления подозрительны.
- Не «натуральный», а «в составе растительные компоненты».
- Не «клинически протестировано», а указано, где именно проходили тесты.
- Не просто «состоит из переработанных материалов», а указано из каких именно и каков их процент.
На упаковке простым языком, без рекламных фраз объясняется воздействие продукта на окружающую среду. Маркетинговые заявления должны чётко указывать, относятся ли они к упаковке, самому продукту или его части.
- Ничего не значащие заявления
Есть фразы, которые на самом деле ничего не значат или никак не относятся к продукту.
Примеры:
- «Без химикатов». На самом деле, нет ничего свободного от химии. Вода – это химическое вещество. Все растения, животные и люди сделаны из химических веществ, как и все наши продукты.
- «Нетоксичный». Всё токсично в определенных дозах. Вода, кислород и соль потенциально опасны.
- «100% натуральное» – и это якобы всегда хорошо. Мышьяк натуральный. Так же, как и уран, ртуть и формальдегид. Но все они ядовиты.
- «Зеленый», «экологически чистый» и вовсе бессмысленны без уточнения. Насколько они экологически чистые? Это гринвошинг, если компания не может конкретно и подробно объяснить, насколько продукт безопасен для окружающей среды.
- Также известный прием – это скрытый компромисс. Заявления об экологичности продукта часто основаны на узком наборе характеристик, а другие влияющие на окружающую среду факторы не учитываются. Например, бумага производится из деревьев – экологического чистого сырья. Но при этом используется хлор (для отбеливания), а завод выбрасывает парниковые газы.
- «Гуманный убой скота». Это взаимоисключающая фраза. Животные не хотят умирать.
- Указана информация на упаковке, которую невозможно проверить, а также нет сертификатов третьей стороны. Потребитель не может точно знать, использовали ли артезианскую воду при производстве или налили воду из-под крана.
- Продукт, который с помощью слов или изображений создаёт впечатление стороннего одобрения там, где такого одобрения не существует. Другими словами, поддельные этикетки. Например, в России любят везде указывать ГОСТ, но на самом деле продукт может не соответствовать ГОСТу. Либо пометки «Эко», «Био», «Для детей», но в составе далеко не экологичные или «не детские» ингредиенты.
- Экологическое утверждение, которое может быть правдивым, но это не является достижением компании. Просто компонент запрещено использовать на законодательном уровне. Например, можно увидеть на упаковке зубной пасты: «Без тяжёлых металлов в составе». Эта пометка абсолютно не нужна, так как наличие тяжёлых металлов запрещено законом, и они никак не могут там оказаться.
- Компании обманывают потребителя, отвлекая сравнением с аналогами, которые якобы более вредны для окружающей среды, чем их продукция. Примерами этого греха могут быть органические сигареты или автомобили с меньшим расходом бензина, чем у других марок. Однако это не отменяет факт неэкологичности.
- Указывают несуществующие компоненты, скрывают вредные компоненты, используют экомаркировки без разрешения. Например, пишут, что мешки для мусора – биоразлагаемые, но на самом деле они не разлагаются, а распадаются на микропластик, который остаётся в воде и почве сотни лет. Либо на упаковке указано наличие сертификата, а в действительности компания его не проходила. При этом на упаковке стоит несуществующая маркировка, похожая на настоящую.
Как не дать себя обмануть
Отчаиваться не стоит. Есть советы, которые помогут не повестись на обман.
Читайте состав.Если на упаковке продукции указано, что использована вода из альпийских источников или, например, экстракт какого-либо растения, посмотрите, на каком месте они в составе. Принцип простой: чем дальше в списке, тем меньше вещества в составе.
Проверьте наличие опасных ингредиентов. Запомните опасные ингредиенты, которые чаще всего используются в производстве косметических товаров:
- Парабены, в составе указаны как Methylparaben, Propylparaben.
- Различные PEG-, PPG-.
- Силиконы. В составе они заканчиваются на -siloxane, и -conol.
- Парафин и микропластик. Узнать можно по латинскому названию Parafin.
Используя мобильное приложение EcoLabel Guide от проекта «Экополка» можно проверить экомаркировку на её достоверность. После установки приложения нужно выбрать «Сканер» и навести на маркировку. Появится сообщение, надёжная ли это экомаркировка или гринвошинг.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 280-ФЗ) в целях безвозмездного информирования потребителей о производителях органической продукции и видах производимой ими органической продукции Министерством сельского хозяйства Российской Федерации создан Единый государственный реестр производителей органической продукции, который содержит сведения о производителях органической продукции, видах производимой ими органической продукции и иные сведения.
Некоторые производители, в том числе в России, наносят на упаковку несуществующие экомаркировки. Для борьбы с этим в том числе был принят Закон № 280-ФЗ. Поправки о маркировке органических продуктов обозначениями «эко» и «био» вступили в силу с 1 сентября 2024 года. Теперь такие обозначения могут наносить на упаковку производители товаров, соответствующих определенных требованиям. Это, например, запрет на использование химикатов, пестицидов и антибиотиков, стимуляторов роста животных, гормональных препаратов и др.
Производители органической продукции после подтверждения соответствия производства органической продукции имеют право разместить являющуюся отличительным признаком органической продукции маркировку в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации.
Форма графического изображения (знака) органической продукции единого образца утверждена одноименным Приказом Минсельхоза России от 19.11.2019 № 634 и выглядит так:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск информирует, что с 14 февраля 2025 года увеличились штрафы за нарушения при продаже сигарет, вейпов и алкоголя.
Увеличен штраф за несоблюдение ограничений при продаже табака
Штраф за несоблюдение ограничений и (или) нарушение запретов в сфере розничной торговли табачными изделиями, табачной продукцией, никотинсодержащей продукцией и сырьем для их производства, а также кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции, предусмотренный частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ составляет:
- для граждан – от 10 000 до 20 000 руб. (ранее – от 2000 до 3000 руб.);
- для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 руб. (ранее – от 5000 до 10 000 руб.);
- для юридических лиц – от 90 000 до 120 000 руб. (ранее – от 30 000 до 50 000 руб.).
Введена административная ответственность за повторное несоблюдение ограничений при продаже табака
Введена часть 1.1. статьи 14.53 КоАП РФ, предусматривающая более строгие меры ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ. Штраф за повторное правонарушение составляет:
- для граждан – от 20 000 до 30 000 руб. (ранее – не был предусмотрен);
- для должностных лиц – от 50 000 до 90 000 руб. (ранее – не был предусмотрен);
- для юридических лиц – от 120 000 до 150 000 руб. (ранее – не был предусмотрен).
Увеличен штраф за продажу насвая, снюса и т. д.
Штраф за оптовую или розничную продажу насвая, пищевой никотинсодержащей продукции или никотинсодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюханья, табака сосательного (снюса), предусмотренный частью 2 статьи 14.53 КоАП РФ составляет:
- для граждан – от 150 000 до 200 000 руб. (ранее – от 15 000 до 20 000 руб.);
- для должностных лиц – от 300 000 до 500 000 руб. (ранее – от 100 000 до 150 000 руб.);
- для юридических лиц – от 1 000 000 до 1 500 000 руб. (ранее – от 400 000 до 600 000 руб.).
Увеличен штраф за продажу табачной продукции несовершеннолетним
Продажа несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния влечет наказание по части 3 статьи 14.53 КоАП РФ в виде штрафа:
- на граждан – от 200 000 до 300 000 руб. (ранее – от 40 000 до 60 000 руб.);
- на должностных лиц и ИП – от 500 000 до 700 000 руб. (ранее – от 150 000 до 300 000 руб.);
- на юридических лиц – от 1 500 000 до 2 000 000 руб. (ранее – от 400 000 до 600 000 руб.).
Увеличены штрафы за производство и оборот алкогольной и табачной продукции без маркировки
За производство алкогольной продукции либо производство, ввод в оборот табачных изделий, табачной продукции или никотинсодержащей продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации, ответственность предусмотрена частью 3 статьи 15.12 КоАП РФ. Штраф за данное правонарушение составляет:
- для должностных лиц – от 300 000 до 500 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения (ранее – от 30 000 до 50 000 руб.);
- для юридических лиц – от 700 000 до 1 000 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения (ранее – от 200 000 до 300 000 руб.).
Оборот алкогольной продукции или табачных изделий, табачной продукции или никотинсодержащей продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (часть 4 статьи 15.12 КоАП РФ), влечет наложение штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения (товаров):
- на граждан – от 100 000 до 150 000 руб. (ранее – от 10 000 до 20 000 руб.);
- на должностных лиц – от 300 000 до 500 000 руб. (ранее – от 30 000 до 50 000 руб.);
- на юридических лиц – от 1 000 000 до 1 500 000 руб. (ранее – от 300 000 до 500 000 руб.).
Об утверждении новых правил оказания услуг телефонной связи
Постановление Правительства РФ от 24 января 2024 г. №59 «Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи» утратило силу с 30.12.2024.
31.12.2024 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 № 1994 «Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи и перечня организаций, имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте - физическом лице».
Правила регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи (далее - подвижная связь) в сети связи общего пользования (далее - услуги телефонной связи).
Правилами утвержден перечень организаций, имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте - физическом лице. Проверка сведений об абонентах - гражданах Российской Федерации, заключивших договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи до 1 апреля 2025 г., о пользователях - гражданах Российской Федерации абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, которым абонентские номера предоставлены такими абонентами в пользование до 1 апреля 2025 г., а также о количестве номеров, выделенных таким абонентам и (или) пользователям услуг связи, осуществляется операторами связи в случае, если абоненту - гражданину Российской Федерации выделено и (или) предоставлено в пользование в совокупности более 20 абонентских номеров.
О правах пассажиров такси
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в г.Новочебоксарск напоминает о правах потребителей при осуществлении перевозок легковым такси. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого пассажиром непосредственно с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению перевозчика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени.
Заказ пассажира принимается перевозчиком с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения перевозчика. Перевозчик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ пассажира в журнале регистрации, который ведется на бумажном носителе или в электронной форме. Помимо этого, перевозчик обязан сообщать детали заказа, в том числе – стоимость, дополнительные требования к перевозке и предполагаемое время прибытия. По прибытии машины такси перевозчик сообщает заказчику номер и марку машины, а также информацию о водителе.
Легковое такси оборудуется перевозчиком опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства. На кузов наносится цветографическая схема из контрастных квадратов в шахматном порядке. На передней панели легкового такси справа от водителя перевозчиком размещаются данные о перевозчике и тарифе.
Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется пассажиром. Если маршрут потребителем не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему пути или по пути с наименьшими затратами времени на перевозку. В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида. За нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси предусмотрена административная ответственность по ст. 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При несоблюдении установленных сроков исполнитель должен, согласно Закону о защите прав потребителей, уплатить неустойку. Также, пассажир вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы. Под убытками, причиненными компаниями-перевозчиками, чаще всего подразумевается реальный ущерб (опоздание на авиарейс или поезд и т.д.), упущенная выгода (получение какой-либо прибыли от участия в важной встрече, совершения сделки, которая сорвалась ввиду опоздания к месту прибытия по вине перевозчика). При этом в случае опоздания на авиарейс или поезд пассажир вправе потребовать возместить не только стоимость железнодорожного или авиабилета, но и, например, стоимость турпутевки, заранее оплаченного отеля и даже заблаговременно купленных экскурсий. Стоит помнить, что требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Чтобы восстановить нарушенные компанией-перевозчиком права, пассажиру для начала необходимо написать претензию на имя руководителя службы заказа такси. К претензии приложить копии документов, подтверждающих убытки пассажира: билеты, чеки, платежные квитанции и т.п. В случае игнорирования, либо отказа в удовлетворении требований, изложенных в претензии, потребитель вправе обратиться в суд.