город Новочебоксарск Чувашской Республики

Рубрика «Новое в законодательстве»

1. Прокуратура разъясняет: «О пособии по безработице безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Федеральным законом от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», вступившим в силу 1 января 2024 года, предусмотрено, что впервые ищущим работу и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице назначается на срок 6 месяцев, начиная со дня их регистрации в качестве безработных в размере максимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Лицам, трудоустроенным до истечения 6-месячного периода выплаты пособия по безработице, орган службы занятости будет производить выплату разницы между фактической зарплатой за каждый полностью отработанный месяц и средней зарплатой по региону до окончания 6-месячного срока. Для назначения доплаты необходимо ежемесячно представлять в орган службы занятости справку от работодателя о фактически начисленной сумме заработной платы. Детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым исполнилось 23 года в течение 6-месячного периода со дня регистрации их в качестве безработных, пособие по безработице будет выплачиваться в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Данные условия назначения и выплаты пособия по безработице направлены на стимулирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к активной позиции при поиске работы и к трудоустройству, и на обеспечение материальной поддержки трудоустроенных сирот.

 

2. «Подписан закон, предусматривающий создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

С 01 марта 2025 года вступят в законную силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым на образовательные организации возлагается обязанность по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребёнка- инвалида).

С указанной даты основанием для организации обучения на дому лиц, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, будут являться обращение родителей (законных представителей) в письменной форме и медицинское заключение о наличии у ребенка соответствующего заболевания, выданное медицинской организацией в порядке, установленном Минздравом России.

Для организации обучения в медицинской организации необходимы письменное обращение родителей (законных представителей) и справка, выданная медицинской организацией в порядке, установленном Минздравом России, подтверждающая факт госпитализации ребенка в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Согласно новой редакции названного Федерального закона, психолого- медико-педагогические комиссии создаются при центрах психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Типовой порядок организации деятельности по оказанию психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи, включая типовой порядок деятельности указанных центров, устанавливается Минпросвещения России по согласованию с Минздравом России и Минтрудом России.

Кроме того, уточнены нормы, регулирующие организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами). Также указанным Федеральным законом термин «различные формы умственной отсталости» заменен понятием «нарушение интеллекта».

3. Об информационной системе «Реестр воинского учета»

Технологии оповещения о призыве на воинскую службу продолжают развиваться. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2024 № 506 «О государственной информационной системе «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете» введена информационная система «Реестр воинского учета».

В настоящее время проверка работоспособности указанного ресурса проводится в Республике Марий Эл, Сахалинской и Рязанской областях, а с 01 ноября 2024 года Министерство обороны Российской Федерации вводит в эксплуатацию на всей территории.

С помощью реестра станет доступным возможность дистанционно вставать и сниматься с воинского учета, а также рассылка электронных повесток о призыве на воинскую службу (с указанием точной даты, места и времени явки). Граждане России смогут использовать систему реестра воинского учета через авторизованный аккаунт в приложении Госуслуги.

3. «Установлена надбавка на уход к пенсии гражданам, являющимся инвалидами I группы или достигшим возраста 80 лет»

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дополнен статьей 18.1, в соответствии с которой устанавливается надбавка на уход к пенсии гражданам, достигшим 80-летнего возраста либо являющимся инвалидами I группы (за исключением инвалидов с детства I группы, к пенсии которых производится ежемесячная выплата в связи с осуществлением за ними ухода родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем).

Размер надбавки составляет 1200 рублей в месяц и подлежит ежегодной индексации в порядке, предусмотренном названным федеральным законом. Данная надбавка устанавливается в беззаявительном порядке на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений о гражданине, признанном инвалидом, содержащихся в ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере».

Надбавка на уход устанавливается:

- инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства I группы, к пенсии которых не производилась ежемесячная выплата в связи с осуществлением за ними ухода родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем),

- со дня признания федеральным учреждением медико- социальной экспертизы лица инвалидом I группы или инвалидом с детства I группы, но не ранее дня назначения пенсии в соответствии с указанным Федеральным законом;

- инвалидам с детства I группы, в отношении которых прекращена ежемесячная выплата к пенсии в связи с осуществлением за ними ухода родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем), - со дня прекращения этой выплаты;

- гражданам, достигшим возраста 80 лет,

- со дня достижения ими указанного возраста, но не ранее дня назначения пенсии в соответствии с названным Федеральным законом.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения об установлении надбавки на уход извещает гражданина или его законного представителя об установлении надбавки на уход. Изменения вступят в законную силу с 01.01.2025.

4. «Требования по соблюдению теплового режима в многоквартирных домах и ответственность за его нарушение»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.20211 № 354 установлено, что лицо, предоставляющее потребителю коммунальную услугу по отоплению, обязано обеспечить бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. Указанным постановлением регламентировано, что температурный режим воздуха в квартире должен быть не ниже + 18 градусов, в угловых комнатах не ниже + 20 градусов. Снижение температуры в ночное время суток возможно с (0:00 до 5:00 часов), но не более чем на 3 градуса.

Снижение температурного режима в дневное время (с 05:00 до 0:00) не допускается. В случае внезапного нарушения теплового режима, диспетчер обязан согласовать дату и время фиксации нарушения и не позднее 2 часов с момента получения сообщения о факте нарушения. По результатам проверки подписывается акт, который является основанием для перерасчета размера платы за услугу по отоплению.

В случае нарушения температурного режима необходимо сообщать в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании. Если МКД управляет ТСЖ, соответственно – в аварийную службу при ТСЖ. За нарушение теплового режима установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 7.23 КоАП РФ, предусматривающая наказание в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей, на юридических лиц от 5 000 до 10 000 рублей.

5. «Коррупционные правонарушения в сфере закупок»

Сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подвержена высоким коррупционным рискам.

Преступления данной категории являются одними из наиболее общественно опасных проявлений коррупции. Именно поэтому в статье 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Наиболее распространёнными нарушениями при осуществлении закупок являются:

- выполнение государственного контракта аффилированными лицами заказчика;

- осуществление закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на бесконкурсной основе;

- необоснованное завышение цен на приобретаемые товары (работы и услуги);

- оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе с применением критериев, не предусмотренных конкурсной документацией;

- участие в работе конкурсных, аукционных комиссий лиц, лично заинтересованных в результатах размещения заказа, либо лиц, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа;

Основными способами злоупотреблений при заключении и исполнении государственных и муниципальных заказов:

- аффилированность работников органов государственной власти и органов самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, то есть систематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой деятельности третьих лиц.

- ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок. Значительное количество хищений осуществляется способом, при котором в ходе подготовки государственного или муниципального контракта в техническое задание вносятся так называемые защитные позиции, то есть такие технические требования к продукции, товарам, работам или услугам, которые в состоянии выполнить лишь один «нужный» поставщик. Подобные условия согласовываются «откатополучателем» с «откатодателем» заранее и формулируются еще до объявления конкурсной документации.

К числу механизмов, используемых для завышения цены контракта на стадии, предшествующей выполнению работ, относятся завышение начальной цены контракта представителем заказчика при наличии сговора с предполагаемым победителем.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок предусмотрена

- ст. 200.4 УК РФ предусматривается ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

- ст. 205.5 УК РФ за подкуп работника контрактной службы, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг предусмотрена ответственность;

- ст. 304 УК РФ предусмотрена уголовного ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В отдельных случаях действия злоумышленников могут квалифицироваться по ст. 159 УК РФ (мошенничество).

6. «Порядок привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов»

Порядок привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов регламентирован Трудовым кодексом РФ, Федеральными законами «О государственной гражданской службе» и «О противодействии коррупции».

За названные правонарушения применяются следующие виды взысканий:

- замечание;

- выговор;

- предупреждение о неполном должностном соответствии;

- увольнение в связи с утратой доверия.

Дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее 1 месяца со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске и других случаях отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.

В любом случае взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня поступления информации о коррупционном правонарушении.

Проверку информации в каждом государственном органе обеспечивают подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Если же нарушение связано с наличием конфликта интересов, при применении дисциплинарного взыскания учитывается мнение комиссии по урегулированию конфликта интересов.

7. «Положения о противодействии терроризму»

В Российской Федерации ведется борьба с таким явлением, как терроризм, которое носит международный характер. Методы противодействия терроризму закреплены на законодательном уровне. Основным нормативным правовым актом, регулирующим борьбу с терроризмом, является Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно закону террористическая деятельность включает в себя в том числе:

(1) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту;

(2) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, а равно участие в такой структуре;

(3) вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;

(4) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

(5) пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за:

(1) содействие террористической деятельности (склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступления) (ст. 205.1);

(2) публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (ст. 205.2);

(3) прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3); организацию террористического сообщества и руководство им, а также участие в нем (ст. 205.4);

(4) организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5);

(5) несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности (ст. 205.6).

Деятельность организаций, действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений террористической направленности запрещена. Признание организации террористической осуществляется судом.

В 2023-2024 гг. Верховным судом Российской Федерации, военными судами округов признаны террористическими такие организации как: Международное движение «Маньяки Культ Убийц» (М.К.У.)», украинское военизированное объединение «Легион Свобода России», террористическое сообщество «Айдар», националистическая организация «Русский добровольческий корпус», террористическое сообщество «Грузинский национальный легион», террористическое сообщество «Днепр-1» (батальон «Днепр-1», полк «Днепр-1»), террористическое сообщество «Джамаат». Распространение материалов и информации указанных террористических организаций с призывом к террористической деятельности, оправдание терроризма, в том числе по средствам сети Интернет является преступлением, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность.

Пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики террористических организаций является правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 20.3 КоАП РФ. Гражданам следует соблюдать требования законодательства, не допускать случаев размещения указанных материалов, а в случае обнаружения таких материалов сообщать о таких фактах в правоохранительные органы. Полный и актуальный список террористических организаций размещен Федеральной службой безопасности РФ на сайте fsb.ru.

8. На противодействие проведению антимонопольных проверок будут налагаться штрафы

Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Установлено, что воспрепятствование законной деятельности должностного лица антимонопольного органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения или уклонение от таких проверок, если это повлекло за собой невозможность ее проведения или завершения, влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; на должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Применительно к юридическим лицам размер штрафа будет зависеть от совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Так, если годовая выручка не превышает 120 млн рублей, то размер штрафа составит 100 тыс. рублей, а, к примеру, если годовой объем выручки превышает 2 млрд рублей, то юридическое лицо будет оштрафовано на сумму 2 млн рублей.

Предусматривается, что если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, то совокупный размер суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) определяется за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение.

9. С нового года мероприятия по сохранению лесов подлежат фотофиксации

Федеральным законом внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части фиксации результатов мероприятий по сохранению лесов.

Так, с 01.01.2025 результаты осуществления мероприятий по сохранению лесов, в том числе результаты выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, подлежат фотофиксации с использованием специального программного обеспечения, позволяющего в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации установить координаты места и время осуществления мероприятий.

Оператор федеральной государственной информационной системы лесного комплекса обеспечивает без взимания платы доступ к указанному специальному программному обеспечению лицам, которые обязаны предоставлять материалы фотофиксации.

10. Упрощен порядок предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг

По общему правилу, если у граждан ежемесячно на оплату жилья и коммунальных услуг уходит больше определенной доли дохода, то они имеют право на получение субсидии на оплату жилищно-коммунальный услуг.

Для получения такой субсидии нужно подать соответствующее заявление и подтверждающие право на нее документы.

В настоящее время порядок предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг упрощен. Основная часть документов будет запрашиваться государственными органами через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Для получения субсидии гражданам достаточно подать электронное заявление через личный кабинет на портале Госуслуг.

При этом новый порядок не отменяет возможность для граждан при желании обратиться за назначением этой меры поддержки в органы социальной защиты или МФЦ.

11. Право пенсионеров на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы

В соответствии с положениями статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы следующим категориям пенсионеров работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году, - работающим пенсионерам - инвалидам - до 60 календарных дней в году.

В силу статьи 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации работники, являющиеся получателями пенсии по старости или за выслугу лет, а также не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости (в том числе досрочно), в течение пяти лет до наступления такого возраста при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

При этом они обязаны представлять работодателю медицинские справки, подтверждающие прохождение диспансеризации в дни освобождения от работы, если это предусмотрено локальным нормативным актом.


Помощник прокурора И.Ю. Окружнова



21 октября 2024
11:33
Поделиться