Дайджест полезной информации от территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск
Вышеуказанным постановлением утверждено Положение о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов кабельно- проводниковой продукции.
Экспериментом будут охвачены кабели и провода на напряжение 1000 В. Участие в нем добро- вольное, а коды маркировки участники оборота смогут получать на безвозмездной основе в пери- од проведения эксперимента.
Информация для потребителей туристских услуг
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере туризма, являют- ся Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», За- кон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Воздушный кодекс РФ, «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта» утвержденные постановлением Правитель- ства РФ от 18.11.2020 № 1852.
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора о реализации туристско- го продукта, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа.
Договор должен содержать сведения о заключении в пользу туриста договора добровольного страхования, или сведения об отсутствии заключенного в пользу туриста договора добровольного страхования.
Исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю докумен- ты, удостоверяющие право туриста на услуги, входящие в туристский продукт, в том числе билет, подтверждающий право на перевозку; ваучер, подтверждающий право на размещение; заключен- ный в пользу туриста договор добровольного страхования; договор о реализации туристского про- дукта.
Каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе потребовать его изменения или расторжения в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания угрозы безопасности жизни и здоровью туриста, а равно опасности причинения вреда его имуществу.
При расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия в связи с наступлением указанных обстоятельств потребителю возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг, входящих в туристский продукт.
Каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе потребовать его изменения или расторжения в связи с существенными изменениями обстоятельств.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
- ухудшение условий путешествия;
- изменение сроков совершения путешествия;
- непредвиденный рост транспортных тарифов;
- невозможность совершения потребителем поездки по независящим от него обстоятель- ствам.
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору (в письменной форме) в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подле- жат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.
Исполнитель в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» несет ответственность за:
- за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе;
- за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нару- шение требований к качеству и безопасности;
- за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора;
- за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя;
- за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие не- достатков туристского продукта.
По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом (субагентом), ответ- ственность за неоказание или ненадлежащее оказание потребителю услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги, несет туроператор.
Есть ряд продуктов, которые, как ни пытайся, полезными не сделать. И тут работает одно правило: взять себя в руки и отказаться от этой привычной, удобной для перекуса и быстрой в приготовле- нии еды ради своего здоровья. Или по крайней мере максимально уменьшить присутствие таких продуктов в своем рационе.
Бекон, колбаса, ветчина, сосиски и другие мясные продукты любимы многими, но их частое упо- требление может привести к серьезным последствиям для здоровья. По данным научных исследо- ваний, употребление красного переработанного мяса повышает риск развития сердечно- сосудистых заболеваний, диабета и рака толстой кишки.
Почему они вредят? Одна из главных причин – содержание нитритов и нитратов, используемых для консервации продукта. В процессе переработки эти вещества нагреваются и могут превра- щаться в канцерогенные соединения, способные повредить ДНК и спровоцировать развитие рака. Кроме того, красное мясо содержит насыщенные жиры, вредные для сердца и сосудов. Поэтому врачи так настаивают на ограничении этих продуктов в рационе. Это не означает, что нужно ста- новиться веганом. Свежее качественное мясо, особенно нежирное, полезно. Это отличный источ- ник белка, железа, витаминов группы В.
Здесь речь идет не только о газировке. Помимо колы, тархуна и байкала в эту запретную катего- рию попадают любые лимонады, пакетированные или бутилированные напитки. Все, где в составе есть вода, сахар и ароматические добавки.
В чем вред? Такие напитки не имеют пищевой ценности для организма, содержат только «пустые» калории. А это начало пути ко многим серьезным недугам: ожирению, метаболическому синдро- му, инсулинорезистентности. К тому же сладкие газированные напитки увеличивают риск разви- тия кариеса, так как, попадая в полость рта, сахар стимулирует рост бактерий. Поэтому отдавайте предпочтение обычной воде, которая, кстати, лучше утоляет жажду.
Эти искусственные жиры образуются в процессе гидрогенизации растительных масел, после чего они становятся более насыщенными. Такие жиры используются в пищевой промышленности для улучшения вкуса, текстуры и увеличения срока хранения продуктов. Больше всего трансжиров в промышленной выпечке: кексах, пирожных, булках, вафлях, печенье, сухих завтраках и хлопьях в глазури и, конечно, в фастфуде, гамбургерах, наггетсах и стрипсах, чипсах и любых других про- дуктах, которые готовятся с использованием фритюра. Чтобы обезопасить себя от порции вредных жиров, внимательно читайте состав продуктов на упаковке. В них не должно быть гидрогенизиро- ваного масла.
Чем грозит употребление продуктов с трансжирами? Насыщенные жиры повышают уровень холе- стерина в крови, особенно «плохого» холестерина (ЛПНП). Это увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, таких как инфаркт миокарда и инсульт. Есть данные, что повы- шенный уровень трансжиров в организме связан с усилением воспалительных процессов в клет- ках. Следствием могут стать сахарный диабет 2-го типа, метаболический синдром и атеросклероз. Другие исследования показали, что трансжиры в организме могут быть одним из факторов, при- водящих к болезни Альцгеймера и ревматоидному артриту. Поэтому ищите здоровую альтернати- ву булочкам и картошке фри – используйте при жарке растительные масла, ешьте больше рыбы, включите в рацион орехи и авокадо.
Увы, но безопасной для здоровья дозы алкоголя не существует. А ежедневное употребление спиртного может привести к серьезным проблемам: болезням печени, сердца, центральной нерв- ной системы и других органов.
На фоне алкоголя нервная система перестает нормально работать, возникают проблемы со сном. Замедляется и работа мозга, а это может привести к проблемам с координацией, речью и мышле- нием. Также наблюдается дефицит витаминов группы В и магния, что повышает риск развития депрессии.
Что уж говорить о печени… Ей постоянно приходится обрабатывать и удалять продукты разру- шения алкоголя из организма. Если прием спиртного происходит регулярно, то это прямой путь к нарушению функции печени, и впоследствии могут развиться токсический гепатит, цирроз и дру- гие серьезные заболевания.
Страдает и сердце. Алкоголь может повышать кровяное давление, увеличивать уровень холесте- рина, риск развития аритмии и других заболеваний сердечно-сосудистой системы. Спиртное не- благоприятно влияет и на состояние иммунитета. Упомянуть стоит и о связи алкоголя с развитием онкологических заболеваний, таких как рак горла, гортани, пищевода, печени, груди и других ор- ганов.
Например, хлеб из белой муки высшего сорта, белый сахар и хлопья быстрого приготовления. Из них при промышленном приготовлении удаляют полезные нутриенты – витамины, минералы и клетчатку. Есть исследования, которые показывают, что недостаток последней – один из весомых факторов развития колоректального рака. Отсутствие полезных веществ не единственный недо- статок таких продуктов. Они имеют высокий гликемический индекс, а значит, стремительно по- вышают уровень сахара в крови, дают быстрое насыщение, которое не сохраняется надолго, и вам снова хочется есть.
Кто несет ответственность за недостатки товара, приобретенного дистанционным способом
Дистанционным способом продажи товаров является продажа товаров через Интернет (в том чис- ле, в онлайн-магазинах и с помощью владельцев агрегаторов информации о товарах).
Владелец агрегатора информации о товарах (далее – владелец агрегатора) – это организация либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца о за- ключении договора купли-продажи товара, заключить с продавцом договор купли-продажи, а также произвести предварительную оплату указанного товара путем наличных расчетов либо пе- ревода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расче- тов (преамбула Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потре- бителей» (далее – Закон № 2300-1).
Таким образом владелец агрегатора - это информационный ресурс (платформа), на котором потре- битель имеет возможность получить информацию о товаре, оформить заказ и оплатить его. Осо- бенностью таких ресурсов является их ответственность за достоверность информации о продавце и товаре.
В соответствии со ст. 12 Закона № 2300-1 владелец агрегатора, предоставивший потребителю не- достоверную или неполную информацию о товаре или продавце, на основании которой потреби-
телем был заключен договор купли-продажи с продавцом, несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации. Ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре или продавце, а также за соблюдение прав потреби- телей, нарушенных в результате передачи потребителю товара ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец, если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом.
Владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вслед- ствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре, в случае, если вла- делец агрегатора не изменяет информацию о товаре, предоставленную продавцом и содержа- щуюся в предложении о заключении договора купли продажи.
Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями ст. 18 Закона № 2300-1, на основании этой статьи потребитель, при об- наружении недостатков, вправе потребовать: замены товара; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расхо- дов на их исправление; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Данные требования, потребителем могут быть предъявлены продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, из- готовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринима- телю, импортеру.
Что такое аллергическая кросс-реактивность и как избежать ее последствий?
Аллергия на пыльцу деревьев и растений зачастую вынуждает людей отказываться от ряда раз- личных продуктов питания. Почему так происходит и что нужно исключить из рациона питания? Многие исследователи отмечают эффект перекрестной реактивности между различными аллерге- нами. Среди них наиболее часто встречаются перекрестные реакции между пыльцевыми и пище- выми аллергенами. Например, при аллергии на пыльцу березы может возникать аллергическая ре- акция на яблоко и другие косточковые фрукты. Такое явление получило название «аллергическая кросс-реактивность».
Главный аллерген березы сходен с аллергенами яблока, сельдерея, моркови, арахиса, фундука, сои, груши, клубники. Поэтому не ничего удивительного в том, что, съев яблоко в период цвете- ния березы, ребенок, страдающий поллинозом – сезонным заболеванием, причиной которого явля- ется аллергическая реакция на пыльцу растений – будет испытывать неприятные симптомы, в том числе зуд во рту, отек, воспаление слизистой оболочки.
Пыльца амброзии полыннолистной – главный аллерген южных регионов. Люди с аллергией на это растение часто реагируют на продукты семейства тыквенных – арбуз, дыня, кабачок, огурец, а также на бананы и пыльцу подорожника.
При аллергии на полынь лучше избегать моркови, сельдерея, петрушки, а заодно чеснока, лука, горчицы, цветной капусты и брокколи.
Киви – главный аллерген в Европе. Существует перекрестная реактивность между пыльцой пше- ницы и киви.
Многие считают, что киви не аллергенен, потому что зеленый. На самом деле это не так, хотя его аллергены пока до конца не изучены.
- Аллергия на эпителий кошек может давать реакцию на свинину, чувствительность к эпите- лию собаки связана с реакцией на говядину.
- Возможна и такая кросс-реактивность: креветки, крабы, устрицы – тараканы, дафнии, кле- щи домашней пыли.
- У клеща домашней пыли есть перекрест с аллергенами грибов.
Споры грибов могут находиться на овощах и фруктах. Черные точки на плодах – показатель гриб- кового поражения. Такие фрукты и овощи есть нельзя! Хлеб с плесенью надо выбрасывать. Гри- бок поражает продукт до глубины. Как бы вы ни обрезали пораженный участок, от грибка изба- виться не получится. И если ребенок, который чувствителен к грибам, съедает продукты, заражен- ные плесенью, могут возникнуть крапивница, пятна на коже, респираторные проявления, кашель, слезотечение, выделения из носа.
Береза – клубника, яблоко, груша, абрикосы, персики, вишня, морковь, сельдерей, помидо- ры, картофель, болгарский перец, соя, бананы, ананасы, дыня, киви, манго, арахис, миндаль и фундук.
- Ольха – орехи, арахис, персики.
- Рис – арбуз, дыня, картофель, помидоры, киви, мандарины, апельсины, арахис, киви.
- Амброзия полыннолистная – спаржа, яблоко, абрикос, вишня, виноград, лесной и грецкий орехи, листья салата, кукуруза, персик, клубника, помидор, дыня, арбуз, кабачок, огурец, банан, киви, мед, подорожник.
- Полынь – спаржа, клубника, яблоко, абрикос, вишня, виноград, персик, манго, листья сала- та, кукуруза, помидор, сельдерей, морковь, петрушка, перец, горчица, тмин, семена фенхе- ля и кориандра, анис, цветная капуста, брокколи, чеснок, лук, лук-порей, грецкий орех, арахис, миндаль, фундук, мед, ромашка.
- Тимофеевка – спаржа, яблоко, абрикос, вишня, виноград, цитрусы, лесной и грецкий орехи, листья салата, кукуруза, персик, клубника, помидор.
- Мука злаковых, пшеница – киви.
- Луговые травы – дыня, арахис, картофель, помидор.
- Кипарис – персик.
- Лебеда – дыня.
- Дуб – манго.
При аллергии у детей на пыльцу березы нужно исключить продукты, дающие перекрестные реак- ции.
Крупы должны подбираться ребенку индивидуально. Ведь любая крупа может вызвать аллергиче- скую реакцию, в том числе гречка, которая раньше считалась безопасным продуктом.
Яблоки, орехи, мед, грибы, шоколад с орехами следует заменить белой черешней. Надо помнить, что орехи – мощный аллерген. Серьезные реакции вызывает грецкий орех. Раньше женщины, ста- раясь увеличить лактацию при грудном вскармливании, ели грецкие орехи. В результате в России появилось много детей с аллергией на этот орех. Аллергеном является также миндаль.
В некоторых случаях на этикетке лекарств и витаминов указываются не все компоненты, входя- щие в состав препарата.
Хотя витамины не являются аллергенами, надо смотреть на состав препаратов. Реакция может возникать на вспомогательные вещества, которые в них добавляют, например, на лимонную кис- лоту или травяные компоненты.
У детей не бывает аллергии на все, то есть поливалентной пищевой аллергии. Решать вопрос о том, чем кормить ребенка при поллинозе, необходимо вместе со специалистами.
Чтобы избежать пищевых отравлений, необходимо соблюдать определенные правила при хране- нии продукции.
При хранении пищевых продуктов должны соблюдаться безопасные условия и сроки годности, установленные изготовителем и указанные в маркировке продукции на этикетке.
Обратите внимание на условия хранения консервов. Так отдельные виды рыбных консервов хра- нят при температуре не выше +15°С, молоко сгущенное – при температуре не выше +10°С, мясо- содержащие консервы – при температуре не выше +20°С. Поэтому наиболее безопасно в домаш- них условиях хранить консервы в холодильнике.
Если во время хранения пищи рядом с сырой продукцией окажется готовое блюдо, опасные мик- робы могут попасть на него и привести к заражению. При этом ряд опасных микроорганизмов не меняют внешний вид и вкус продукта, но могут вызывать тяжелые инфекционные заболевания. К ним относятся, например, бактерии сальмонелла, клостридии, кишечная палочка E.coli, шигелла, паразиты, вирус гепатита А, норовирус. Попадая в благоприятную среду, микроорганизмы начи- нают интенсивно делиться, и через 6 часов из одной бактерии может получиться до 16 миллионов потомков.
Поэтому обязательно надо хранить сырые и готовые продукты как можно дальше друг от друга в холодильнике, использовать контейнеры с крышками для размещения продуктов в холодильнике. Для нарезки разных видов продуктов (мясо, рыба, гастрономия, сырые овощи, хлеб), сырых и го- товых продуктов следует пользоваться отдельными ножами и досками.
Для сухих пищевых продуктов (крупы, соль, сахар, чай, кофе) для предотвращения порчи продук- та существенное значение имеет организация хранения в сухих помещениях с относительной влажностью не более 70-75%.
Нарушения условий хранения крупы являются наиболее распространенной причиной порчи про- дукции, появления пищевой моли. Поэтому не рекомендуется запасаться впрок крупами в боль- ших количествах, если дома отсутствуют условия для хранения крупы в сухом, хорошо вентили- руемом, прохладном помещении, вдали от плиты, отопительных приборов и раковин.
Готовые блюда не рекомендуется оставлять при комнатной температуре дольше, чем на 2 часа. Как только пища остынет, необходимо сразу убрать ее в холодильник, где хранить в закрытой по- суде или пластиковом контейнере.
Что необходимо знать потребителям при посещении спа-салонов
Спа-процедуры включают в себя как комплекс, так и самостоятельные процедуры, направленные на улучшение состояния кожи и волос, с использованием воды и различных косметических средств.
Самые популярные спа-процедуры: для оздоровления кожи лица, рук, ног и волос (скрабы, пилин- ги, маски); для тела (разные виды обертываний, пилинги, расслабляющие ванны). Кроме того, в качестве спа-процедур предлагают посещение джакузи с гидромассажным эффектом, фитобочки, хамам или сауны, процедуры массажа, ароматические ванны).
Спа-процедуры включают в себя как комплекс, так и самостоятельные процедуры, направленные на улучшение состояния кожи и волос, с использованием воды и различных косметических средств.
Самые популярные спа-процедуры: для оздоровления кожи лица, рук, ног и волос (скрабы, пилин- ги, маски); для тела (разные виды обертываний, пилинги, расслабляющие ванны). Кроме того, в качестве спа-процедур предлагают посещение джакузи с гидромассажным эффектом, фитобочки, хамам или сауны, процедуры массажа, ароматические ванны).
Перед заключением договора или приобретением сертификата обратите внимание на отзывы о спа-салоне, лучше от друзей и знакомых, а также запросите информацию об исполнителе услуг (наименование организации, место нахождение, информацию о государственной регистрации), а также информацию об услугах (перечень услуг, сроки оказания, стоимость, данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу) и другую необходимую информацию.
Договор об оказании услуг оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ). Один экземпляр договора выдастся исполнителем потребителю.
Внимание! Если салон оказывает дополнительные услуги, о которых Вас не проинформировали заранее, Вы имеете все основания их не оплачивать. Согласие потребителя на выполнение допол- нительных услуг за плату оформляется в письменной форме.
При посещении салона потребителю нужно обратить внимание па следующее.
Всегда уточняйте, какие именно процедуры будут проводить и какие косметические средства во время процедуры будут использовать. Запросите информацию о сроках годности средств и усло- виях их хранения. Обратите внимание на то, где хранятся средства (наличие холодильника, специ- альных мест для хранения).
Посмотрите на помещение для процедур, оно должно быть чистым, светлым, с современным обо- рудованием. В салоне должны использоваться материалы и инструменты, отвечающие требовани- ям безопасности, санитарным правилам и нормам. Все инструменты должны проходить стерили- зацию.
Внимание! Если у вас бывает аллергия на какие-либо растения или компоненты, то сообщите об этом специалисту салона и отразите это в договоре. Если используются натуральные средства, то потребуйте документальное подтверждение. Предупредите специалиста о хронических заболева- ниях, если они имеются. Уточните, имеются ли у процедур противопоказания.
В случае оказания некачественной услуги потребитель по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги, подлежит возмещению в полном объеме.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
Напоминаем, что получить консультацию специалистов по сопутствующим и другим вопросам в сфере защиты прав потребителей можно по телефону +7(8332) 40-67-24, который функционирует ежедневно с 10.00 до 12.00 час. (кроме выходных и праздничных дней).
Дополнительно работает телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора — 8-800- 555-49-43 (звонок бесплатный). Операторы Единого консультационного центра осуществляют круглосуточный прием звонков, первичную консультацию, а также, по отдельным вопросам пере- направляют в территориальные органы и организации Роспотребнадзора.
Также работает государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей
«Роспотребнадзор», в котором содержится информация по актуальным вопросам соблюдения по- требительских прав, фальсифицированным продуктам, адрес в сети интер- нет http://zpp.rospotrebnadzor.ru/. Каждый потребитель может ознакомиться с памятками, обучаю- щими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителя. В помощь на сайте работает «Виртуальная приемная», в рамках которой граждане могут получить ответы на интересующие вопросы в сфере потребительских правоотношений.
О защите прав потребителей при организации детского отдыха
Самый актуальный вопрос для родителей в преддверии лета — организация детского отдыха, в том числе, в загородных оздоровительных лагерях.
Летнее оздоровительное учреждение (далее — лагерь) оказывает ребенку комплекс услуг (разме- щение, проживание, питание, организация досуга, и т.п.), включенных в стоимость путевки.
Услуга отдыха детей в загородном лагере регулируется в том числе, законодательством о защите прав потребителей. Родители и сам ребенок являются потребителями соответствующих услуг. Действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение соблюдать требо- вания Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребите- лей».
При выборе детского лагеря для своего ребенка родителям необходимо получить максимальное количество информации о лагере и предоставляемых им услугах, которая в обязательном порядке должна быть доведена до заказчика услуг в соответствии с требованиями законодательства (ст.8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»), в частности:
- о стоимости путевки и условиях приобретения услуг (в т.ч. о стоимости дополнительных услуг, о порядке оплаты),
- о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг (в т.ч. о правилах внутреннего распорядка, о правилах посещения детей родителями в период пребывания в лагере, о медицинском обслуживании),
- об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) исполнителя (в т.ч. о месте нахождении лагеря, контактных телефонах), об исполнителях услуг (в т.ч. ме- стонахождения и наименование), с которыми заключены договоры на оказание медицин- ских услуг, образовательных услуг, страхования и т.д.).
- сведения о номере лицензии и сроках ее действия, а также информация об органе, выдав- шем лицензию (на медицинскую деятельность действующего в лагере медицинского каби- нета; на образовательную деятельность при осуществлении образовательной деятельности).
При приобретении путевки в детский лагерь родителям необходимо внимательно ознакомиться с условиями договора.
- Местонахождение исполнителя (адрес лагеря), контактные телефоны.
- Сведения о заказчике (один из родителей ребенка) и данные о самом ребенке, который бу- дет пребывать в лагере;
- Предмет договора: информация о потребительских свойствах путевки — о порядке достав- ки детей до лагеря и обратно; о порядке размещения и проживания, питания ребенка; о программе пребывания; об услугах (бесплатных и за дополнительную плату), которые предоставляет лагерь, в т.ч. по организации досуга;
- Сведения о стоимости путевки и порядке оплаты;
- Права и обязанности сторон;
- Перечень четко сформулированных оснований отчисления ребенка из лагеря;
- Условия и порядок расторжения договора, в том числе о порядке отказа от исполнения до- говора на оказание услуг;
- Порядок полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие некачественно ока- занных услуг и т.д.);
- Порядок разрешения споров: сведения о порядке и сроках предъявления претензий к ис- полнителю в случае нарушения последним условий договора.
Согласно положениям п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребите- лей» потребители имеют право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для их жизни и здоровья.
Вред, причиненный жизни, здоровью ребенка или его имуществу вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме (ст.14 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Положениями ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» закреплено, что услуга, оказываемая по возмездному договору, помимо соответствия по качеству условиям договора, обычным или конкретным (заявленным) целям ее приобретения, должна соответствовать обязательным требовани- ям.
В случае некачественно оказанных услуг потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выпол- ненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Если исполнитель нарушил сроки оказания услуги — сроки начала и (или) окончания оказания услуги, потребитель по своему выбору вправе (ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О за- щите прав потребителей»):
- назначить исполнителю новый срок;
- потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
- отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Назначенные потребителем новые сроки оказания услуги указываются в договоре об оказании услуги. В случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуги. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать, цену оказания услуги. Указанные требова- ния потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
При нарушении исполнителем услуг прав потребителя, потребитель также имеет право на компен- сацию морального вреда. Правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат соответствующие положения ст. ст. 151, 1099-1101 Гражданского Кодекса Россий- ской Федерации и ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Гостиничные услуги могут оказываться индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Гостиницы классифицируются по системе, предусматривающей шесть категорий: «пять звезд»,
«четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд».
Общие обязательные требования, которые должны соблюдать гостиницы любой категории: Обязательное наличие вывески с указанием:
- для юридического лица - наименования, адреса и режима работы;
- для индивидуально предпринимателя - фамилии, имени, отчества, адреса места осуществления деятельности и режима работы, а также государственной регистрации.
В помещении гостиницы, предназначенном для оформления временного проживания потребите- лей, размещается информация:
- правила проживания и перечень оказываемых услуг в гостинице;
- сведения о вышестоящей организации (при наличии);
- сведения о присвоении гостинице категории, если такая категория присваивалась, с указанием присвоенной категории, наименования аккредитованной организации, проводившей классифика- цию, даты выдачи и номера свидетельства, срока его действия;
- перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);
- сведения о форме и порядке оплаты гостиничных услуг;
- перечень и цена иных платных услуг, оказываемых в гостинице за отдельную плату, условия их приобретения и оплаты;
- сведения о форме, условиях и порядке бронирования, аннулирования бронирования;
- предельный срок проживания в гостинице, если он установлен;
- перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предостав- ляемых при оказании гостиничных услуг;
- сведения об иных платных услугах, оказываемых в гостинице третьими лицами;
- сведения о времени заезда (выезда) из гостиницы.
В каждом номере должна быть информация о правилах проживания в гостинице и пользования гостиничными услугами.
Потребитель имеет право осуществлять бронирование в любой форме как путём составления до- кумента, подписанного потребителем и представителем гостиницы, так и путём принятия заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи.
Бронирование может быть гарантированным, т.е. гостиница будет ожидать потребителя до рас- чётного часа дня, следующего за днём запланированного заезда. При негарантированном брониро- вании гостиница будет ожидать потребителя до определённого часа, в день заезда, после чего бро- нирование аннулируется.
Заселение в гостиницу возможно только в случае, если гость предоставляет документы, удостове- ряющие его личность: паспорт Российской Федерации или иностранного гражданина, свидетель- ство о рождении для несовершеннолетних, разрешения на временное проживание лица без граж- данства.
Оплата проживания может быть как посуточная, так и почасовая. Представители гостиницы не вправе без согласия потребителя предоставлять платные услуги, не входящие в цену номера (ме- ста в номере).
Обязательными бесплатными услугами для гостиниц любой категории является: а) вызов скорой помощи, других специальных служб;
б) пользование медицинской аптечкой;
в) доставка в номер корреспонденции, адресованной Вам, по её получении; г) побудка к определённому времени;
д) предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.
При осуществлении расчётов представитель отеля обязан выдать кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчётности.
Потребитель вправе в любое время отказаться от исполнения договора при условии оплаты испол- нителю фактически понесенных им расходов.
В 2022 году каждый житель страны сталкивался в среднем с тремя разнообразными схема- ми мошенничества, а в 2023 уже с четырьмя (данные НАФИ). Люди понимают риски и ищут ответы на вопрос, как защититься. Наряду с запросами по индексации пенсий и способам получения пособий/социальных выплат тема финансовой безопасности входит в топ-3 интересующих направлений в социальных сетях. О том как связаны вопросы финансовой гра- мотности с финансовыми мошенничествами и как курсы финансовой грамотности могут использоваться или уже используются именно в мошеннических схемах в интервью «Независимой газете» рассказал руководитель Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России Михаил Сергейчик.
Глобально необходим переход от знаний к установкам. Чтобы люди не только знали о случаях мошенничества и могли пересказывать их друг другу, но и соблюдали базовые правила финансо- вой безопасности, которые помогут избежать потерь при любых сценариях.
Финансовое мошенничество ориентировано на широкую аудиторию: потенциально жертвой мо- жет практически любой человек вне зависимости от социального, финансового положения. Как отмечают эксперты, наиболее агрессивно мошенники охотятся на платежеспособных граждан, людей, которые активно пользуются банковскими услугами – чаще всего атакам подвергаются люди в возрасте 30 - 55 лет.
При низком уровне финансовой грамотности риск быть обманутым повышается в разы. Завышен- ная самооценка своих финансовых знаний, слабые навыки базовой финансовой безопасности, пре- небрежение правилами личного финансового планирования, часто подталкивают человека к необ- думанным финансовым поступкам и их негативным последствиям (банкротству, долгам, пробле- мам социального характера) – все это формирует образ идеальной жертвы афериста. Таким чело- веком легче манипулировать, запугать, ввести в заблуждение, побудить к определенным действи- ям.
Несмотря на то, что с развитием новых технологий мошеннические схемы все время видоизменя- ются, адаптируются к новым реальностям, приобретает своего рода «интеллектуальный» характер, способы противодействия мошенничеству остаются почти неизменными.
Человек, который в курсе основных мошеннических схем, ответственно относится к передаче пер- сональных данных третьим лицам, использует сложные пароли для основных аккаунтов и посто- янно меняет их, пользуется антивирусами на телефоне и пк, а также сервисами по блокировке спам-звонков в большинстве случаев не станет жертвой мошенников.
Не нужно забывать, что основная доля мошеннических сценариев осуществляется с использовани- ем психологических методик (социальной инженерии), поэтому задача финансовой грамотности не в оттачивании навыков «психологического противостояния» и “расшифровке” новых мошен- нических схем, а в формировании навыков критического мышления и правильной оценки рисков, осознанности того, что любой финансовый вопрос требует времени для принятия решения и сове- та с близкими.
Подобные принципы финансового поведения позволят распознать любые приемы давление и при- нуждения, вовремя прекратить контакт и не совершить необдуманных действий в состоянии стресса.
Интерес населения к финансовому просвещению может иметь оборотную сторону медали – могут встречаться предложения, лишь замаскированные под «финансовую грамотность».
Одни используют тему финансового просвещения для наращивания охватов: блогеры, владельцы каналов и тематических групп в соцсетях и мессенджерах, другие – с корыстными целями: ввести в заблуждение, убедить «вложиться» в «знания» или очередной «выгодный инвестиционный про- ект».
Методов распознавания лжекоучей и гуру финансового благополучия немало, но все они сводятся к тому, чтобы всегда осознавать, что черпать информацию можно и нужно только из официальных источников, а «учителей» оценивать критически в разрезе их компетенции и ответственности.
Курсы по финансовой грамотности, например, могут использоваться как приманка для привлече- ния аудитории, чтобы собирать личные данные пользователей или для того, чтобы под видом уни- кального инвестиционного предложения попытаться выманить деньги у граждан, которые
«успешно прошли обучение».
При этом если для финансовых услуг обязательно требуется лицензия, то для образовательных услуг лицензирование не всегда является обязательным условием. Поэтому их проще использо- вать как ширму для мошеннических схем, а также проще рекламировать и продвигать в интернете. При поиске курсов, обязательно обращайте внимание на то, кто именно их проводит, на опыт пре- подавателей, их репутацию в профессиональном сообществе. Лучше останавливать выбор на проверенных временем и лицензированных государством образовательных организациях. Если во время обучения, вам предлагают инвестировать свои средства – это явный повод прекратить лю- бое взаимодействие с такими «наставниками».