город Новочебоксарск Чувашской Республики

В период с январь по июнь 2022 г. жителям г. Новочебоксарска удалось взыскать с продавцов товаров, исполнителей услуг почти 300 000 рублей

Консультационным пунктом по защите прав потребителей филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарске» (далее по тексту – консультационный пункт) были оказаны консультационные услуги по составлению искового заявления по вопросам защиты прав потребителей жителям г. Новочебоксарска.

Один из обратившихся заключил договор на изготовление и установку натяжного потолка. Договором между потребителем и исполнителем была предусмотрена обязанность последнего передать и установить натяжной потолок в определенный срок. Потребитель, исполнив свою обязанность по оплате аванса в определенном договоре размере, не смог получить результат работ в срок – исполнитель нарушил сроки установки натяжного потолка. Потребитель после нерезультативных попыток разрешить ситуацию посредством устных обращений в адрес исполнителя, направил ему письменную претензию, где выдвинул законные требования о возврате аванса и неустойки за нарушение сроков выполнения работ. Исполнитель в ответе на претензию был готов вернуть лишь аванс, а требование о выплате неустойки проигнорировал. Потребитель обратился в суд за восстановлением своих нарушенных прав и взыскал денежные средства в размере 72 222 (семьдесят две тысячи двести двадцать два) рубля 90 копеек.

Еще один житель г. Новочебоксарска столкнулся с нарушением исполнителем сроков изготовления и установки уже кухонного гарнитура. После исполнения не в срок своих обязательств исполнителем, потребитель потребовала неустойку за нарушением сроков выполнения работ, предусмотренную Законом РФ «О защите прав потребителей». Отказ исполнителя выплатить неустойку послужило основанием обращения потребителя в суд. Своим решением суд частично удовлетворил требования потребителя и обязал исполнителя выплатить в его пользу 64 602 (шестьдесят четыре тысячи шестьсот два) рубля.

Согласно п. 1 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

- назначить исполнителю новый срок. Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги);

- поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

- потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

- отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

Требования потребителя, указанные выше, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

 В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Соответственно, если в договоре об оказании услуг, выполнении работ указан размер ниже, чем три процента, то данное положение договора следует считать недействительным.

Другой житель г. Новочебоксарска приобрел ТВ-антенну дистанционным способом посредством размещения заказа на «горячую линию» продавца. После получения товара потребитель обнаружил, что антенна для телевизора не функционирует. Кроме этого, на упаковке, в которой товар был передан потребителю, не было информации на русском языке о товаре и другой информации, которая обязательно должна быть доведена до потребителя в силу положений Закона РФ «О защите прав потребителей». Потребитель обратился с письменной претензией о возврате уплаченных за товар денежных средств, которая продавцом была проигнорирована. После этого покупатель обратился в суд и ему удалось взыскать с продавца 12 183 (двенадцать тысяч сто восемьдесят три) рубля 40 копеек.

Еще один житель г. Новочебоксарска приобрел товар с недостатком. В отделе строительных материалов потребитель приобрел монтажный клей. Покупатель не смог воспользоваться товаром по назначению в связи с тем, что содержимое тюбика не выдавливалось. Потребитель устно потребовал заменить товар, но столкнулся с категорическим отказом со стороны продавца. Потребитель обратился в суд с требованием взыскать с продавца стоимость клея. Судом требования потребителя были удовлетворены частично – в его пользу было взыскано 1 258 (одна тысяча двести пятьдесят восемь) рублей 42 копейки.

В вышеописанных судебных прецедентах потребители приобрели товар с недостатком. Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» недостаток товара - несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. 

Кроме этого в первом описанном выше случае продавец нарушил право потребителя на информацию. В частности, изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Данная информация доводится на русском языке в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Другим продавцом в отношении жителя г. Новочебоксарска было нарушено обязательство передать потребителю предварительно оплаченный товар. Товар был приобретен потребителем дистанционным способом. Потребитель не получил товар в срок, определенном в договоре между ним и продавцом, в связи с чем выдвинул требования о возврате предварительной оплаты и неустойки за нарушение сроков передачи товара. Продавец частично удовлетворил требования о возврате предварительной оплаты товара, отказал в части выплаты неустойки. В связи с этим потребителем было инициировано обращение в суд за восстановлением своих нарушенных прав. Суд присудил в пользу потребителя 141 164 (сто сорок одну тысячу сто шестьдесят четыре) рубля 10 копеек.

Согласно п. 1 ст. 23.1. Закона РФ «О защите прав потребителей» договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.

В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

- возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Бесплатные устные и письменные консультации, а также помощь в составлении исковых заявлений по вопросам о защите прав потребителей каждый желающий сможет получить по адресу г. Новочебоксарск, ул. Строителей, д. 56, каб. 5; по адресу электронной почты urist.27@cge21.ru.

Юрисконсульт филиала ФБУЗ

«ЦГиЭ в ЧР-Чувашии в г. Новочебоксарске»

А. М. Степанова



26 августа 2022
08:54
Поделиться
;