Будущее наступило сегодня. Дистанционка: опыт первой недели
Цифровое будущее пришло внезапно. Вот уже неделю российские школяры учатся в дистанционном режиме. Как это происходит, с чем столкнулись дети, их родители и учителя, расскажем сегодня.
Неделя дома
Раньше автор этих строк и отец двух школьниц думал, что самая главная проблема в дистанционном обучении — это отсутствие веб-камеры и второго компьютера. Оказалось, наличие компьютера вообще не имеет значения. Задание можно посмотреть на смартфоне в “Сетевом городе”. Платформа “Учи.ру”, которую планировалось использовать для обучения, благополучно виснет, так что главным средством коммуникации с учителем из-за большой перегрузки остается популярный мессенджер.
Вот несколько выводов, к которым я пришел спустя недельной учебы детей в дистанционном режиме.
Во-первых, по моему мнению, нет необходимости всем классом садиться за учебу в одно и то же время. Есть задания, выложенные в “Сетевом городе”, есть конечный срок их выполнения, а весь этот балаган в общем чате можно и пропустить. Тем более что на третий день выявилась проблема: видимо, из-за заполненной памяти перестали открываться звуковые сообщения. Почистить же чат от всего лишнего может только его администратор — школьный учитель.
Второе наблюдение: очень интересными теперь могут быть, к примеру, уроки истории. Учебный ролик о Бородинском сражении в Отечественной войне 1812 года дает для неокрепшего ума гораздо больше пищи, чем сухие строчки в учебнике, лишь разбавленные картинками. Разумеется, это требует от учителя большой подготовительной работы: нужно, чтобы он заранее перелопатил огромное количество материала в Сети, выбрал нужный и разослал ссылку ученикам.
В целом успеваемость школьников резко улучшилась. С одной стороны, это объясняется помощью родителей в обучении, с другой, при дистанционной форме ученик должен приложить больше усилий в самостоятельном усвоении материала. “А кто сказал, что учеба должна быть легкой? То, что досталось с трудом, надолго и остается в памяти”, — считает директор новочебоксарской школы № 5 Валентина Петрова. Мы попросили ее и директоров других школ рассказать, как дистанционное образование проходит у них.
Техника и люди
“Технических возможностей для обучения в настоящее время существует предостаточно, — уверена Валентина Аркадьевна. — Платформы “Учи.ру”, Zoom, “ВК”, “Яндекс.учебники”. Каждый учитель и класс сам решает, что использовать на практике. К примеру, ряд учебных порталов для 1-8 классов удобен тем, что не нужно ничего фотографировать и отсылать учителю. Ученик зашел, решил задание, потом со своего компьютера зашел учитель, проверил работу, выставил оценку.
Есть мнение, что часть предметов лишняя во время дистанционного обучения. Я с этим не согласна. Расписание составлено не просто так, а с учетом требований к образовательному процессу. Периодическая смена деятельности нужна. К примеру, на музыке послушать классические произведения, почитать про известных композиторов, на технологии заняться изготовлением медицинской маски (знаю, именно такие инструкции сейчас популярны у учителей по данному предмету), на физкультуре размяться, сделать гимнастику для глаз, отжимания и приседания — все это важно и для процесса образования, и для формирования личности ребенка.
В каждом классе и даже с каждым учеником может применяться свой, индивидуальный подход. Например, отвезли родители ребенка на время эпидемии в деревню, и компьютера или Интернета у него там нет. Значит, это может быть самостоятельное изучение тем по учебнику, с последующим предъявлением выполненных заданий учителю”.
Главное — мотивация
“Основная сложность при внедрении дистанционного образования — это удлинение времени обмена данными, — считает директор школы № 19 Новочебоксарска Александр Осокин. — То, что раньше занимало секунды, теперь требует минут. С непривычки тяжело и ученикам, и учителям, необходимый опыт и навыки только нарабатываются. В результате учителя вынуждены проводить у компьютера гораздо больше времени. Зато в будущем, уверен, отработанные в настоящее время дистанционные технологии сыграют на руку российскому образованию и станут толчком к его развитию. Думаю, после окончания эпидемии школы будут увереннее и чаще применять эту форму работы”.
С этим согласен и директор школы № 8 Новочебоксарска Владимир Матвеев. По его словам, первая неделя дистанционного образования показала, что, за редким исключением, школьники вошли в этот режим и занимаются по предложенному расписанию. Как подчеркнул Владимир Матвеев, “если ученик мотивирован на учебу, то его никаким дистанционным режимом не напугаешь, он будет учиться и усваивать знания”.
Что потом?
В Минобразования республики подвели итоги первой недели дистанционного обучения. Первый заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Алевтина Федорова рассказала: “Переход школ республики на дистанционную форму обучения, думаю, стал для всех (учителей, учеников, родителей) непростым, но важным и интересным опытом. Первая неделя на практике показала значимость хорошего оборудования, подготовленных информационных платформ и ведущую роль учителя в процессе обучения.
Да, у нас не всё пока получается. Есть проблемы, и в первую очередь это отсутствие “хорошего Интернета” в некоторых населенных пунктах Чувашии.
Все выводы по дистанционному обучению станут основой для принятия реальных мер. Так, мы планируем пересмотреть программы повышения квалификации для учителей. Нам также необходим полный банк учебных занятий для того, чтобы ученики, которые не могут по той или иной причине посещать уроки в школе, могли освоить материал самостоятельно. А еще дистанционный вариант проведения уроков должен остаться в арсенале школы и применяться, когда проводить очные занятия невозможно (например, во время сезонной эпидемии гриппа).
Министерством будет подготовлена нормативная база, управления образования муниципалитетов и школы получат соответствующие рекомендации”.
***
Комментарии
Вынужденная временная мера
А вот что думают по поводу дистанционного обучения новочебоксарские школьники, студенты и их родители.