Чувашия за два года сэкономит около 340 млн рублей благодаря реструктуризации бюджета
Государственный Совет Чувашской Республики первого созыва на первой сессии, состоявшейся 21–22 июня 1994 года, рассмотрел основные организационные вопросы: избрал Председателя Государственного Совета – В.С. Шурчанова (уполномоченный исполнительной дирекции Ассоциации "Большая Волга" по Чувашской Республике) и его заместителей – А.И. Кушкова (министр сельского хозяйства Чувашской Республики) и С.И. Маринову (заместитель председателя Чебоксарского районного Совета народных депутатов).
Качественный состав депутатов вполне позволял решать задачи, стоящие перед законодательным органом. Среди 47 депутатов Государственного Совета первого созыва было 6 юристов и 7 экономистов, а 5 депутатов имели ученые степени и звания, в том числе один доктор экономических наук (ректор Чувашского госуниверситета Л.П. Кураков).
Было сформировано семь комитетов: по законодательству, законности и межгосударственным связям; по бюджету, налогам, сборам и банкам; по экономической политике, предпринимательству, промышленности, строительству, транспорту, энергетике и внешнеэкономическим связям; по аграрным вопросам и продовольствию; по культуре, образованию, науке, межнациональным отношениям, информационной политике и связи; по охране здоровья, экологии и природопользованию, по делам женщин, семьи и молодежи, физкультуре и спорту; по вопросам деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений.
Основным принципом в деятельности депутатского корпуса стал комплексный подход к правотворчеству и разработке наиболее актуальных для республики законов и принятию их. Парламент неоднократно и достаточно результативно выходил с законодательными инициативами на федеральный уровень, четко и последовательно осуществлял практику систематического контроля за исполнением принятых законов.
Первыми актами Госсовета республики первого созыва стали законы, устанавливающие порядок его организации и деятельности, легитимности его решений, регламент работы парламента, а также порядок опубликования и вступления в силу законов.
На 45 сессиях в период с 21 июня 1994 года по 12 июля 1998 года принят всего 131 законодательный акт Чувашской Республики. Характерным для парламента является тот факт, что 93 законопроекта от общего их числа были разработаны и внесены комитетами Государственного Совета, 37 разработаны органами исполнительной власти и внесены Президентом Чувашской Республики, и только 1 – представительным органом местного самоуправления. Зарубежная практика свидетельствует о том, что исполнительная власть является инициатором 70–90 процентов проектов законов, а остальная доля приходится на парламент. Правительство, как никто другой, лучше других субъектов законодательной инициативы информировано о том, какое правовое обеспечение необходимо для проводимой им государственно-хозяйственной политики и каковы текущие потребности в изменении законодательства.
Из общего количества принятых законов Президентом Чувашской Республики подписано 100, отклонено – 22, а 9 законов приняты в первом чтении. Фактически Президентом были возвращены без подписания 42 принятых закона. 11 законов, возвращенные им парламенту, депутатами Госсовета республики были подтверждены в ранее принятой редакции, а затем Президентом подписаны и обнародованы ("О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики", "О ветеринарии", "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", "О порядке согласования при назначении прокурора Чувашской Республики", "О максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в Чувашской Республике" и другие).
Из 42 возвращенных законов 4 вообще были сняты с дальнейшего рассмотрения ("О запрещении рекламы и пропаганды алкогольных и табачных изделий в Чувашской Республике" и др.), 7 при повторном рассмотрении не поддержаны самими депутатами, а 19 внесены на обсуждение в новой редакции.
Оценивая законотворческую деятельность Госсовета республики первого созыва, следует отметить, что в республике в основном была создана законодательная база для дальнейшего развития государственности, экономики, культуры, искусства и науки Чувашской Республики.
Отдел информационно-аналитической работы
Аппарата Государственного Совета
Чувашской Республики