Об экономике и праздниках
Очередные исследования холдинга “Ромир” довольно четко характеризуют экономическое положение российских граждан в начале 2017 года.
В январе средние по стране повседневные расходы после заметного скачка в декабре сократились сразу на 16,6% (что примерно соответствует показателям ноября и октября 2016 года). В среднем за один поход в магазин россияне тратили 533 рубля (в январе прошлого года — 577).
Доля продовольствия в повседневных затратах за месяц увеличилась с 51 до 53% (следствие подорожания продуктов питания (на 1%, по данным Росстата) и массового отказа от их предпраздничной закупки впрок).
Январский дефлятор (среднестатистическая личная инфляция каждого потребителя) довольно резко вырос относительно декабря — до 3,2%. Этот показатель в пять с лишним раз превышает уровень официальной инфляции (0,6%), рассчитанный Росстатом.
Несмотря на экономические трудности, в России за прошлый год, по данным опроса Международной ассоциации независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN (“Ромир” представляет ее в России), на один пункт улучшился показатель личного счастья и составил 51 п.п. (в среднем по планете — 59 п.п., что на три пункта лучше показателя предшествующего года): счастливыми считают себя 56% наших соотечественников, несчастными — 5% (разность этих показателей и составляет искомый индекс).
Наверняка улучшить этот показатель поможет начинающаяся полоса праздников — мужского и женского, майских и прочих. К слову, с младых ногтей доводилось слышать голоса против этих торжеств. Помнится, в школьные годы автора строк одна из учительниц говорила, что мальчики еще не защитники страны, девочки — не женщины, отмечать 23 февраля и 8 Марта учащимся рано.
Со времен перестройки постоянно звучат голоса, что слишком много отдыхаем, но мало работаем, надо бы число красных дней календаря сократить. Однако в ряде стран праздничных дней еще больше, а простым увеличением объема рабочего времени серьезные экономические проблемы не решаются (гораздо важнее внедрение прогрессивных технологий с соответствующим ростом производительности труда, переориентация отечественной экономики).
Нередко звучат и мнения, что культурно праздновать и отдыхать в нашей стране не умеют. К примеру, Вадим Степанцов (группа “Бахыт-Компот”) в одной из песен (“Восьмое марта — дурацкий праздник. Его придумал какой-то злой проказник…”) дает унылую картину пьянства и мордобоя в Международный женский день.
Однако украшать жизнь праздниками, несомненно, стоит. Как часто, в какой форме, как добиться культуры празднования — это уже детали. Главное, время от времени уходить от повседневной рутины. Воспрянув духом (а праздник, как известно, состояние души), решать бесконечные проблемы станет немного легче.