С трассой на крыше. SmartNews побывал на Чебоксарской ГЭС

Чебоксарская ГЭС считается самой красивой гидростанцией на Волге за счет своеобразной легкости и воздушности конструкций. Но это впечатление обманчиво: в теле плотины — 2,5 млн тонн бетона, она способна выдержать землетрясение в 8 баллов и паводок, который бывает раз в тысячу лет. Однако до сих пор станция считается недостроенной и официально не принятой в эксплуатацию.
Два города печатают Чебоксарскую ГЭС на подарочных открытках, сувенирных буклетах, и каждый считает своей. Чебоксары — потому что ГЭС называется Чебоксарской, Новочебоксарск — потому что она расположена на его территории и большинство работников гидроузла — жители этого города.
125-тысячный Новочебоксарск называют городом химиков, строителей и гидроэнергетиков — синий цвет в гербе как раз в честь последних. Правда, многие из тех, кто в 70–80-е годы строил здесь гидроузел, потом уехали возводить станции в Сибири и на Кавказе. Спустя 33 года на Чебоксарской ГЭС работают лишь два человека, которым в новогоднюю ночь с 80-го на 81-й год довелось непосредственно «оживлять» и запускать первый гидроагрегат. Это директор станции Владимир Дорофеев и ведущий инженер группы систем технологического управления Алексей Русинов.
Вместе с директором мы спускаемся в машинный зал. Сколько бы раз я здесь ни была, он всегда поражает своими размерами и огромным количеством света за счет больших окон под потолком. Это единственная на Волге станция, по крыше машинного зала которой проходит федеральная автомобильная трасса. Надеваем каски. Мне дают обычную белую, у Владимира Дорофеева — своя, шоколадного цвета, да еще и необычной формы.
Тянется вдаль желто-красная цепочка агрегатов, причем, стоя около первого из них, последний, 18-й, можно и не разглядеть. Длина машинного зала — 548,5 м. И это еще не самая большая станция. На самой длинной в Европе ГЭС, Саратовской (протяженность ее здания почти 1200 м), установлено 24 агрегата.
Свои первые киловатт-часы уже не на холостом ходу, а в энергосистему страны Чебоксарская ГЭС выдала в ночь с 3 на 4 января 1981 года. А все 18 гидроагрегатов заработали к 1987 году.
Вообще гидроузел в районе Чебоксар планировали возвести еще в 1932 году. Именно он должен был стать первым на Волге. А в итоге по иронии судьбы оказался последним. Началась Великая Отечественная война, и строительство Чебоксарской ГЭС отложили на три десятилетия. Потом инженеры не раз меняли количество ГЭС в Волжском каскаде, их мощность и расположение, но Чебоксарский гидроузел неизменно присутствовал во всех вариантах.
В 2007 году на Чебоксарской ГЭС появился музей гидроэнергетики. Правда, вот так, с улицы, туда не зайти. Экскурсии проводят для школьников и организованных групп по предварительным заявкам. Гидростанция — объект стратегической важности, поэтому, чтобы попасть в музей, нужно пройти через КПП, где обязательно проверяют паспорта.
Но визит в этот музей стоит всех затраченных усилий. Он совсем не похож на обычные музеи. Это простое наглядное объяснение принципов работы ГЭС, а не собрание древностей, хотя в нескольких витринах здесь выставлены старые телефоны, приборы, которые уже отслужили свой срок, черно-белые фотографии. На них сваи в огромном котловане, перекрытие Волги и лица тех, кто работал на этой стройке. Удивительные лица: блеск в глазах, внутренний свет — то, что тогда называли комсомольским задором, энтузиазмом. У нынешних строителей лица совсем другие.
Директор Владимир Дорофеев быстрым шагом идет к макетам. Их сделали в Санкт-Петербурге из пластика и оргстекла. Это миниатюрные копии Чебоксарской ГЭС и ее начинки. Здесь журчит вода, вращается рабочее колесо и ротор гидрогенератора. Увидеть весь гидроагрегат в разрезе и понять, как из воды вырабатывается электроэнергия, можно только с помощью макетов. Красный «шарик» в машинном зале — лишь малая часть гидроагрегата, остальная конструкция уходит вниз на такую глубину, куда бы с легкостью поместился 10-этажный дом.
В 2007 году первое рабочее колесо гидротурбины было отправлено на реконструкцию к производителям. На Ленинградском металлическом заводе, который теперь входит в концерн «Силовые машины», лопастям вернули возможность вращаться, что позволило увеличить КПД гидроагрегата на 6%. Таких агрегатов на Чебоксарской станции 18, а реконструированы пока лишь пять колес. Еще одно сейчас находится в Северной столице. Процесс и дорогой, и трудоемкий. Лишь транспортировка такой огромной махины в Санкт-Петербург и обратно требует титанических усилий.
Тем не менее ГЭС взяла курс на техническое перевооружение. В 2011 году совет директоров компании «РусГидро» утвердил программу комплексной модернизации всех станций Волжско-Камского каскада. Она предполагает, что к 2025 году на ГЭС не останется оборудования с истекшим сроком эксплуатации. На Чебоксарской станции, кроме реконструкции рабочих колес турбины, меняют выключатели и систему возбуждения гидрогенераторов.
Возвращаемся в машинный зал. Там идеальная чистота. На станции сейчас меняют не только оборудование, которое входит в тракт выдачи мощности, но и релейную защиту. На смену электромагнитным реле пришли микропроцессорные системы — они и надежнее, и затраты на техобслуживание в разы меньше.
Один из старейших работников станции, ведущий инженер группы систем технологического управления Алексей Русинов, с улыбкой открывает стеклянную створку светло-серого «шкафа» и показывает на жидкокристаллический экран. Там горят красные и желтые кружки, у каждого свой номер — от 1 до 18. Вся станция как на ладони.
Если машинный зал — сердце станции, место, где можно почувствовать ее пульс, то мозг любой ГЭС — это, конечно, центральный пульт управления. Коротким коридором, по обеим сторонам которого развешаны карты России и мира с отмеченными на них гидроузлами, проходим из машзала в ЦПУ. Его специалисты все время на связи с Чувашским региональным диспетчерcким управлением — представителем «Системного оператора Единой энергетической системы». Именно там решают, когда и сколько киловатт-часов электроэнергии должна дать России Чебоксарская ГЭС — когда включать агрегаты, а когда их останавливать. Чтобы запустить в работу всю станцию, понадобится 12 минут. Это не ТЭЦ и не котельные, которые сначала нужно раскочегарить.
Самый больной для гидроэнергетиков вопрос: на какую отметку верхнего бьефа модернизировать станцию?
СПРАВКА SMARTNEWS
В 1963 году московский институт «Гидропроект» начал проектировать Чебоксарскую ГЭС в расчете на то, что уровень ее водохранилища, то есть верхнего бьефа, поднимется до 68 м. Это не глубина, а отметка на шкале Балтийской системы высот. Но станции не повезло. В конце 80-х стране просто не хватило денег, чтобы достроить ложе водохранилища, инженерную защиту его берегов. Уровень остался на промежуточной отметке — 63 м. Теперь станция недовырабатывает 600 МВт — это мощность примерно трех небольших ТЭЦ. Ежегодно теряется более 1,5 млрд киловатт-часов электроэнергии. Кроме того, из-за небольшой разницы отметок верхнего и нижнего бьефа, то есть напора, гидроагрегаты не только производят меньше электроэнергии, но еще и изнашиваются быстрее.
Против подъема уровня водохранилища на 5 м отчаянно выступают лежащие в верхнем течении Волги Марий Эл и Нижегородская область. Территории, когда-то отведенные под затопление, там теперь застроены коттеджными поселками. Хотя, согласно постановлению Верховного Совета РСФСР, никакая хозяйственная деятельность на этих отчужденных землях вестись не должна.
Противники подъема отправили в правительство и Госдуму России не одно обращение с требованием на законодательном уровне запретить строительство ГЭС на равнинных реках.
Зачем тогда стране понадобились эти восемь станций на Волге? Во имя чего пришлось пожертвовать тысячами гектаров лесов и сельхозугодий, десятками старинных городов? Только при строительстве двух верхних водохранилищ — Иваньковского и Угличского — под воду ушло больше 600 населенных пунктов, а из-за возведения Чебоксарской ГЭС был затоплен весь исторический центр столицы Чувашии.
Выходя из административного здания ГЭС с большой оранжево-синей эмблемой «РусГидро» на фасаде, невозможно не обернуться, чтобы еще раз увидеть красавицу станцию. Полтора года назад на площадке у первой опоры появился своеобразный памятник — бетонный тетраэдр с волжской волной. Именно правильная треугольная пирамида считается символом строительства ГЭС. Такие тетраэдры КРАЗы сбрасывали в воду, когда шло перекрытие Волги, — на дно они ложились как пазлы, образуя перемычку.
Вокруг памятника директор Владимир Дорофеев посадил крохотные кедры. Пока они начнут плодоносить, сменится не одно поколение гидроэнергетиков, а станция останется и по-прежнему будет вырабатывать электроэнергию. Ценность воды, говорят здесь, при правильном подходе многократно превосходит ценность нефти, газа, угля, поскольку вода обладает уникальным свойством — возобновляемостью.