Скованные одной целью
На днях незаметно прошло событие, которое могло бы, наверное, стать историческим в жизни республики. Пять лет назад в марте 2008 года состоялся референдум по объединению двух самых крупных городов Чувашии — Чебоксар и Новочебоксарска.
Голосование предваряли широкое общественное обсуждение, публичные дискуссии на различных площадках. Итоги референдума известны: 75,21 проц. жителей столицы сказали “за”, 60,31 проц. новочебоксарцев — “против”. Исторического объединения, проект которого обсуждался с конца 80-х годов, не произошло.
Но к самой теме интерес не пропадает. Стоило, скажем, Главе республики Михаилу Игнатьеву в ежегодном Послании Госсовету ЧР и народу Чувашии озвучить предложения, что “в современных условиях возрастает роль экономически успешных муниципалитетов, способных выступать локомотивами развития территорий... Укрупнение муниципальных образований является отражением объективных экономических и демократических тенденций, этот процесс следует проводить с широким обсуждением, учитывая мнения граждан и не ущемляя их прав”, как появились предположения, что очередная попытка объединить столицу с несговорчивым городом-спутником не за горами.
Чуть позже, приехав в Новочебоксарск с рабочим визитом, М.Игнатьев разъяснил, что данный процесс коснется прежде всего районных центров, а об объединении Чебоксар и Новочебоксарска речь пока не идет.
Взгляд в прошлую пятилетку
По прошествии лет интересно вспомнить, какие основные аргументы выдвигались авторами проекта объединения городов на дискуссиях.
…Новочебоксарск — замечательный город с собственным градостроительным лицом. Но для поддержания его облика, развития социальной инфраструктуры нужны постоянные, стабильные финансовые средства. Собственные доходы города пока не позволяют этого сделать. Как показывают расчеты, и в отдаленной перспективе Новочебоксарск не сможет обходиться без помощи извне.
...Не нами придумано, но федеральный бюджет определяет объемы финансирования в зависимости от размера населенного пункта и количества жителей. Федеральная помощь крупным городам оказывалась, и она будет оказываться. Это мировая экономическая практика. Города-миллионеры (Самара, Казань, Пермь, Нижний Новгород, Уфа...) получат (в 2008 году. – Прим. авт.) в нынешнем году по 1 миллиарду рублей из федерального бюджета на строительство дорог и развитие транспортных коммуникаций. Городам с численностью от 500 тысяч человек выделяются до 500 млн. рублей на дорожное строительство.
Все расчеты показывают, что, объединив трудовые, финансовые, производственные, потребительские ресурсы, инфраструктуру Чебоксар и Новочебоксарска, инвестиционный потенциал будущего муниципального образования увеличится на порядок, что в свою очередь повысит инвестиционную привлекательность республики в целом.
Реалии дня нынешнего
А недавно, через каких-то десять дней после юбилея необъединения, представители городских собраний депутатов, муниципалитетов обоих городов провели совместное заседание. Тема — обмен опытом в вопросах градостроительной деятельности.
Рассказывает председатель постоянной комиссии городского Собрания депутатов Чебоксар по градостроительству, землеустройству и развитию территории города Александр АНДРЕЕВ: “Мы принимаем новый генеральный план столицы. Уже провели конкурс, выбрана проектная организация. Серьезный, важный документ, и мы хотели по этому поводу обменяться мнениями с коллегами из Новочебоксарска.
Благодарен всем участникам, приехали и глава города Олег Матвеев, и глава администрации Александр Сироткин. Обсуждение получилось полезным, мы взяли на карандаш некоторые предложения из опыта города-спутника.
Кулуарно, где-то в шутку, разговор коснулся и объединения. Жизнь, она сама подскажет, в каком направлении нам всем двигаться. Референдум был, результаты известны, форсировать события, считаю, ни в коем случае не нужно.
Мы уже сейчас тесно интегрированы, и процесс углубляется. Проблемы общие, хотя и различий много. Новочебоксарск — молодой город, в столице болячек больше.
Если перейдем со временем в другую “весовую” категорию, станем мегаполисом, думаю, будущее поколение горожан будет благодарно. Но еще раз говорю, торопить события не нужно, идея должна созреть в головах людей”.
А вот мнение по теме объединения первого заместителя главы администрации Новочебоксарска Игоря КАЛИНИЧЕНКО:
— Если судить по утреннему потоку машин в сторону Чебоксар, новочебоксарцы все работают в столице. Внутри, думаю, все четко понимают: города давно крепко связаны.
Есть проблема общественного транспортного сообщения, она многих раздражает. Поступают звонки, жалобы. Как муниципальное образование, мы отвечаем только за перевозки внутри города, здесь относительно все хорошо. Межмуниципальные — это другая тема. Маршрутки, автобусы следуют через весь город, создают много проблем. Попытки как-то упорядочить такое движение пока не дают результата, но решение будет найдено.
У нас общие инженерные сети, что позволяет быстрее развивать новые жилые районы, Чебоксарская ГЭС. Система берегоукрепления все равно со временем заставит построить одну набережную между городами. Хороший хозяин, он всегда попытается привлечь инвестиции, будь то федеральные, которые выдаются большим городам. Думать о будущем — это нормальное состояние любого муниципального образования, поэтому, чем хорошо разделение, я лично порой не понимаю просто.
В бизнесе, а я много лет работал на заводе, в определенный период всегда проводилась оптимизация. В одно производство объединялись несколько громадных цехов, что увеличивало производственный потенциал.
Новочебоксарск — город самодостаточный, тем не менее жизнь “выталкивает” людей отсюда. Рабочих мест больше в Чебоксарах, рынок труда изменился, он стал более интеллектуальным, насыщенным электроникой. Если раньше город был привязан только к химическому производству и строительству, сегодня у горожан есть возможность работать в других отраслях.
Конечно, революций делать не нужно. Понимание, что два города — одно целое, рано или поздно наступит.
Депутат Госсовета ЧР Сергей МИХЕЕВ:
— Наш город особенный, особенный с точки зрения своего менталитета. В свое время на строительство химкомбината, Чебоксарской ГЭС приехали молодые люди со всего Советского Союза. Культуру, самобытность города формировали эти люди, поэтому свое мнение у горожан всегда было и остается.
Менталитет — одна сторона медали. Другая — современные экономические тенденции. Выживают сильнейшие. С этой позиции, конечно, у большого города всегда больше возможностей для развития. Надо взвесить все за и против, прежде чем принять ориентир движения. И мнения горожан тут будут главными.
http://www.grani21.ru/pub/skovannye-odnoj-celju
Голосование предваряли широкое общественное обсуждение, публичные дискуссии на различных площадках. Итоги референдума известны: 75,21 проц. жителей столицы сказали “за”, 60,31 проц. новочебоксарцев — “против”. Исторического объединения, проект которого обсуждался с конца 80-х годов, не произошло.
Но к самой теме интерес не пропадает. Стоило, скажем, Главе республики Михаилу Игнатьеву в ежегодном Послании Госсовету ЧР и народу Чувашии озвучить предложения, что “в современных условиях возрастает роль экономически успешных муниципалитетов, способных выступать локомотивами развития территорий... Укрупнение муниципальных образований является отражением объективных экономических и демократических тенденций, этот процесс следует проводить с широким обсуждением, учитывая мнения граждан и не ущемляя их прав”, как появились предположения, что очередная попытка объединить столицу с несговорчивым городом-спутником не за горами.
Чуть позже, приехав в Новочебоксарск с рабочим визитом, М.Игнатьев разъяснил, что данный процесс коснется прежде всего районных центров, а об объединении Чебоксар и Новочебоксарска речь пока не идет.
Взгляд в прошлую пятилетку
По прошествии лет интересно вспомнить, какие основные аргументы выдвигались авторами проекта объединения городов на дискуссиях.
…Новочебоксарск — замечательный город с собственным градостроительным лицом. Но для поддержания его облика, развития социальной инфраструктуры нужны постоянные, стабильные финансовые средства. Собственные доходы города пока не позволяют этого сделать. Как показывают расчеты, и в отдаленной перспективе Новочебоксарск не сможет обходиться без помощи извне.
...Не нами придумано, но федеральный бюджет определяет объемы финансирования в зависимости от размера населенного пункта и количества жителей. Федеральная помощь крупным городам оказывалась, и она будет оказываться. Это мировая экономическая практика. Города-миллионеры (Самара, Казань, Пермь, Нижний Новгород, Уфа...) получат (в 2008 году. – Прим. авт.) в нынешнем году по 1 миллиарду рублей из федерального бюджета на строительство дорог и развитие транспортных коммуникаций. Городам с численностью от 500 тысяч человек выделяются до 500 млн. рублей на дорожное строительство.
Все расчеты показывают, что, объединив трудовые, финансовые, производственные, потребительские ресурсы, инфраструктуру Чебоксар и Новочебоксарска, инвестиционный потенциал будущего муниципального образования увеличится на порядок, что в свою очередь повысит инвестиционную привлекательность республики в целом.
Реалии дня нынешнего
А недавно, через каких-то десять дней после юбилея необъединения, представители городских собраний депутатов, муниципалитетов обоих городов провели совместное заседание. Тема — обмен опытом в вопросах градостроительной деятельности.
Рассказывает председатель постоянной комиссии городского Собрания депутатов Чебоксар по градостроительству, землеустройству и развитию территории города Александр АНДРЕЕВ: “Мы принимаем новый генеральный план столицы. Уже провели конкурс, выбрана проектная организация. Серьезный, важный документ, и мы хотели по этому поводу обменяться мнениями с коллегами из Новочебоксарска.
Благодарен всем участникам, приехали и глава города Олег Матвеев, и глава администрации Александр Сироткин. Обсуждение получилось полезным, мы взяли на карандаш некоторые предложения из опыта города-спутника.
Кулуарно, где-то в шутку, разговор коснулся и объединения. Жизнь, она сама подскажет, в каком направлении нам всем двигаться. Референдум был, результаты известны, форсировать события, считаю, ни в коем случае не нужно.
Мы уже сейчас тесно интегрированы, и процесс углубляется. Проблемы общие, хотя и различий много. Новочебоксарск — молодой город, в столице болячек больше.
Если перейдем со временем в другую “весовую” категорию, станем мегаполисом, думаю, будущее поколение горожан будет благодарно. Но еще раз говорю, торопить события не нужно, идея должна созреть в головах людей”.
А вот мнение по теме объединения первого заместителя главы администрации Новочебоксарска Игоря КАЛИНИЧЕНКО:
— Если судить по утреннему потоку машин в сторону Чебоксар, новочебоксарцы все работают в столице. Внутри, думаю, все четко понимают: города давно крепко связаны.
Есть проблема общественного транспортного сообщения, она многих раздражает. Поступают звонки, жалобы. Как муниципальное образование, мы отвечаем только за перевозки внутри города, здесь относительно все хорошо. Межмуниципальные — это другая тема. Маршрутки, автобусы следуют через весь город, создают много проблем. Попытки как-то упорядочить такое движение пока не дают результата, но решение будет найдено.
У нас общие инженерные сети, что позволяет быстрее развивать новые жилые районы, Чебоксарская ГЭС. Система берегоукрепления все равно со временем заставит построить одну набережную между городами. Хороший хозяин, он всегда попытается привлечь инвестиции, будь то федеральные, которые выдаются большим городам. Думать о будущем — это нормальное состояние любого муниципального образования, поэтому, чем хорошо разделение, я лично порой не понимаю просто.
В бизнесе, а я много лет работал на заводе, в определенный период всегда проводилась оптимизация. В одно производство объединялись несколько громадных цехов, что увеличивало производственный потенциал.
Новочебоксарск — город самодостаточный, тем не менее жизнь “выталкивает” людей отсюда. Рабочих мест больше в Чебоксарах, рынок труда изменился, он стал более интеллектуальным, насыщенным электроникой. Если раньше город был привязан только к химическому производству и строительству, сегодня у горожан есть возможность работать в других отраслях.
Конечно, революций делать не нужно. Понимание, что два города — одно целое, рано или поздно наступит.
Депутат Госсовета ЧР Сергей МИХЕЕВ:
— Наш город особенный, особенный с точки зрения своего менталитета. В свое время на строительство химкомбината, Чебоксарской ГЭС приехали молодые люди со всего Советского Союза. Культуру, самобытность города формировали эти люди, поэтому свое мнение у горожан всегда было и остается.
Менталитет — одна сторона медали. Другая — современные экономические тенденции. Выживают сильнейшие. С этой позиции, конечно, у большого города всегда больше возможностей для развития. Надо взвесить все за и против, прежде чем принять ориентир движения. И мнения горожан тут будут главными.
http://www.grani21.ru/pub/skovannye-odnoj-celju
"Грани"