город Новочебоксарск Чувашской Республики

ОДН: за кого мы платим?

Обращения новочебоксарцев в “Грани” по поводу начисления платы в разделе “Общедомовые нужды” приобретают массовый характер. Только за последнюю неделю к нам обратились более десяти человек.

Например, жительница дома № 21 по ул. Комсомольской Анна Акчурина сообщила, что в декабре израсходовала 1 кубометр горячей воды, по ОДН ей начислили еще 7,5 куб. м. Жителю дома № 10 по бульвару Зеленому, потребившему около 0,3 куб. м горячей, добавили для оплаты еще почти 2 куб. м ресурса. Женщина из дома № 49 по ул. Воинов-интернационалистов в декабре 2012 года потратила 76 киловатт-часов, месяц спустя в январской расчетке по статье “ОДН электроэнергия” указано практически столько же — 77 кВт.ч.
А вот что нам написал председатель совета многоквартирного дома № 27 по ул. Солнечной Валентин Гоголев: “Мне за сентябрь 2012 года по статье “ОДН холодная вода” за 1,6 кубометра насчитали 18 рублей и по статье “ОДН горячая вода” за 1,7 куб. м еще 132 рубля. Итого получилось 3,3 куб. м, которые я не тратил, но за которые должен заплатить 150 рублей. Что это за объемы и откуда они берутся?”
Мы сделали письменный запрос в управляющую компанию ООО “УК ЖКХ” и поначалу получили стандартный ответ. Дескать, дом № 27 по ул. Солнечной оборудован общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодной воды, а также тепловой энергии, который одновременно учитывает объем потребления горячей воды. Собственники и наниматели помещений обязаны оплатить весь объем поступившего ресурса. Общедомовые нужды (ОДН) рассчитываются и распределяются между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в МКД. Объем горячей воды на ОДН по данному дому в сентябре составил 103,06 куб. м, его и распределили на общую площадь дома 3046,9 кв. м.

За более подробной информацией “Грани” отправились в абонентский отдел ООО “УК ЖКХ”. И вот что выяснили.

Первое
За каждый вид ресурса, полученного домом, управляющая компания обязана расплатиться с поставщиками (за холодную воду с МУП “Коммунальные сети Новочебоксарска”, за горячую — с ОАО “ТГК № 5”). Поэтому показания общедомовых счетчиков УК обычно снимают с ними совместно. Управляющая компания фиксирует расход, например, горячей воды, собирает с жильцов деньги и передает их ресурсоснабжающей организации, ничего себе при этом не оставляя.
Второе
Общедомовые нужды (ОДН) — это не только та вода, которой уборщица моет полы в подъезде. По сути, это разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний всех индивидуальных счетчиков в квартирах, к которой прибавлены нормативные показатели квартир, не имеющих счетчика.
Пример
Мы взяли расчеты по ОДН в указанном доме за ноябрь 2012 года (отражены в квитанции за декабрь). К слову, все данные есть в самих квитанциях ООО “УК ЖКХ”. В разделе “справочная информация” находим графу “расход”. В ней указаны показания общедомового счетчика за прошлый месяц. В нашем случае расход холодной воды составил 528 кубометров, горячей — 373,87 куб. м. Сумма показаний индивидуальных счетчиков и нормативных показателей (для квартир, где счетчики не установлены) указана в графе “Объем потребления ноябрь 2012 г.”: по холодной воде 526,45 куб. м, по горячей — 219,98 куб. м.
Путем вычитания одного из другого находим объемы ОДН по дому: 528 - 526,45 = 1,55 куб. м (по холодной воде) и 373,87 - 219,98 = 153,89 куб. м (по горячей). Кроме того, как заметили в абонентском отделе УК, из объема “ОДН горячая вода” в данном случае вычли 30 кубометров, слитых из системы во время ремонтных работ (об этом составлены соответствующие акты). Поэтому в графе “Объем потребления в жилых и нежилых помещениях дома” значатся соответственно 1,55 куб. м (холодная вода) и 123,89 куб. м (горячая). За эту воду жильцы и заплатили по графе ОДН пропорционально площади занимаемой квартиры 1,55 × 53,1 (площадь квартиры) /3046,9 (общая площадь всех помещений дома, данные также указаны в квитанции) = 0,027 куб. м (холодная вода) и 123,89 × 53,1/3046,9 = 2,159 куб. м.
Главный вопрос
Почему же объемы ОДН по холодной и горячей воде различаются чуть ли не в сто раз? Отчего объем потребленной жильцами горячей воды, о котором они сообщили в УК, составил лишь две трети от ее реального расхода? Можно, конечно, заподозрить, что некоррект­но работает общедомовой прибор учета. Однако, по мнению сотрудников абонентского отдела, дело в другом. Они считают, такая разница возникла из-за неправильной передачи данных индивидуальных счетчиков самими жильцами.
Вот несколько возможных, по мнению коммунальщиков, ситуаций. Кто-то из жильцов, желая сэкономить на оплате горячей воды, сообщает не полный объем израсходованного ресурса. Логика в этом случае проста: во время отопительного сезона квартплата и так высока, неоплаченные кубометры жилец оплатит весной и летом. Вот только общедомовой прибор учел весь потраченный ресурс уже сейчас...
А вот другая ситуация. Одиноко проживающая бабушка вносит квартплату ежемесячно после получения пенсии, допустим, 17-18 числа. Приходящий в гости внук снимает показания счетчика (самой это сделать тяжело) заранее, числа 10-го. Их женщина и сообщает в УК, забывая, что к концу месяца счетчик может накрутить еще кубометр горячей воды.
Есть и другие объяснения, уверены в абонентском отделе. Допустим, махинации со счетчиками. Или в квартире, не оборудованной приборами учета, где никто не прописан, живет целая семья...
Вместо послесловия
Мы связались с Валентином Гоголевым, рассказали ему о том, что удалось выяснить. В целом, с объяснениями сотрудников абонентского отдела он согласился. Однако решил идти до конца и по праву председателя совета МКД уже совместно с УК разобраться в ситуации. Например, для начала определить, сколько в доме квартир, не имеющих приборов учета, и кто в них живет.

***

Из Послания М.Игнатьева Госсовету ЧР

  • “Одной из важных задач, которая затрагивает интересы всех жителей республики, является обеспечение эффективного функционирования жилищно-коммунального комплекса...

    В текущем году Государственной жилищной инспекции Чувашии совместно с органами местного самоуправления необходимо форсировать работу по внедрению системы муниципального жилищного контроля... Только совместными усилиями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и собственников жилья можно добиться улучшения в коммунальной сфере, навести порядок в каждом доме и дворе, обеспечить комфортность проживания, урегулировать платежи за энергоресурсы и повысить качество предоставляемых услуг”.


"Грани"
21 февраля 2013
00:00
Поделиться
;