Где присесть, где отдохнуть?
Каждый из нас может назвать с десяток небольших, но уютных городов, прогулки по которым остались в памяти навсегда. За примером далеко ходить не надо. До чего уютна набережная Мариинского Посада и как дух захватывает от волжских красот, открывающихся с набережных Козловки или маленького, до сих пор хранящего магию уездного городка Козьмодемьянска. Не удивительно, что в тур выходного дня все больше молодых отправляются именно в эти города.
Наблюдая за неспешной жизнью Новочебоксарска, каждый раз задаешь себе вопросы: отчего уникальный город, строившийся комсомольцами-добровольцами, хранит свою историю в музеях и не показывает ее на улицах? Почему набережная Волги является местом для буйного роста травы?
Десяти минут наблюдений достаточно, чтобы понять, чего не хватает набережной Новочебоксарска. К ней ежеминутно идут люди. Вот семья подходит к обрыву, фотографируются на фоне реки, смотрят пару минут, дети поменьше норовят сесть на пыльную дорогу, мамы их поднимают и несут обратно. А вот другая семья: папа присел на корточки и держит малышку на коленях.
Недолго побыли на набережной и девочка Даша с папой, приехавшие из Владивостока погостить к родным. Волга широка, как и Амур, и на ее фоне особенно хорошие фотографии получатся. На этом все развлечения на набережной для девочки закончились: ни тебе сладкой ваты и воды, ни шаров разноцветных, ни даже скамеек и лавочек, чтобы присесть.
Отчего замечательный участок с шикарным видом на Волгу и ГЭС находится в таком плачевном состоянии и почему набережная не в пример Чебоксарской или Марпосадской безлюдна? По чьей воле огромная территория, которая смогла бы вместить и футбольное поле, и баскетбольную площадку, и беговую дорожку, и песочницы для малышей, имеет столь унылый вид?
Между тем опыт показывает: отдай территорию малому бизнесу, и он горы свернет, но дело свое на ноги поставит. Хочу рассказать о Владиславе Трофимове, который решил организовать уголок отдыха в овраге у деревни Аркасы. Юраковцам это место хорошо известно. Многие именно здесь отмечают дни рождения и другие семейные праздники. За огороженной территорией две беседки с обеденным столом, тир для любителей пострелять. Когда есть посетители, на природу выносят качели. Тут всегда чисто и газон стрижется постоянно.
Но и трудов стоило это немалых, говорит Владислав Петрович. Чтобы арендовать землю, бегал по инстанциям целый год. Сейчас вот так же переживает по поводу электрификации небольшого административного домика и двух фонарей. “Не хватает для вас мощностей”, — ответили ему в офисе электросетей. А мощностей надо всего-то на четыре лампочки.
Так вот и делает свой бизнес своими руками. В самом прямом смысле слова. Мало кто верит, что у него что-то получится. Даже родные всякий раз одергивают, когда он собирается вложить очередную порцию средств в семь соток.
Земля по соседству тоже в аренде, но там сейчас раскидан повсюду мусор, столбы для волейбольной сетки унесли гулявшие тут молодые люди, наверное, распилили на дрова для костра. Спрашиваю у Владислава Петровича: чего ж сосед землю-то так неэффективно использует? Оказалось, что и у него самого участок мог быть точь-в-точь таким же замусоренным и заросшим, если бы не муниципальная помощь.
В прошлом году на создание своего дела он получил грант из бюджета города в 300 тысяч рублей. Однако и условие для его получения было не самое выполнимое: соискателю гранта пришлось софинансировать проект в такой же сумме. Сосед Трофимова не осилил условия, потому на пустыре всё так же нецивилизованно продолжают отдыхать не самые ответственные горожане.
Несколько лет назад чиновники все охали: “Нет у столицы сувенирной продукции”. Отдали пешеходную зону ремесленникам — и, пожалуйста, чебоксарский Арбат завален сувенирами. Разрешила администрация Чебоксар торговлю, прокат — появились предприниматели на заливе и закипела жизнь. Что мешает Новочебоксарску перенять опыт столицы?