город Новочебоксарск Чувашской Республики

Про полигон и бесстрашных ворон

Ход строительства межмуниципального полигона по переработке и захоронению ТБО на территории Новочебоксарска, похоже, впервые обсудили при столь массовой аудитории. За «круглым столом» собрались заказчики проекта, представители различных министерств и ведомств, проектанты, депутаты, были приглашены и жители деревни Толиково, имеющие серьезный интерес к будущей объездной дороге.

СТРОЙКА НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ

 

В общем, устроители встречи, сотрудники администрации Новочебоксарска, поступили правильно, собрав такую «разную» аудиторию, ведь речь идет о социально значимом объекте для всей республики. Представители Минстроя республики, экологических ведомств, проектировщики полигона еще раз напомнили о переполненной Пихтулинской свалке и о перспективах, которые сулит новый современный полигон, проект которого прошел все положенные экспертизы.

Как доложили «узкие» специалисты, корректировка проекта новочебоксарского полигона завершена. Заместитель министра природных ресурсов и экологии Чувашии Е. Юшин подчеркнул, что создание высокотехнологичного мусоросортировочного комплекса и полигона ТБО позволит жителям городов Чебоксары, Новочебоксарск и Чебоксарского района решить проблемы безопасного размещения отходов на долгосрочный период. А заодно и Мариинскому Посаду – оттуда тоже планируют вывозку отходов на будущий полигон. По словам главы администрации Новочебоксарска А. Сироткина, инвестора, готового вложить деньги в мусороперерабатывающий комплекс, интересует большой объем отходов. А это новые рабочие места и т. д. Пока Мариинский Посад не несет фактических затрат по реализации проекта.

 

Пихтулинская свалка площадью около 30 га действует почти 50 лет. Высота насыпного слоя более 15 м. Ежегодно свалка принимает 80 процентов бытовых отходов республики (около 200 тыс. тонн). Сегодня там депонировано более 7,5 млн. кубов мусора. Из­за отсутствия защитного основания свалки образующийся фильтрат (содержит загрязняющие вещества) отрицательно влияет на состояние как подземных, так и поверхностных водных объектов (р. Кукшум). Образующиеся в теле свалки парниковые газы периодически самовозгораются, по этой причине горят отходы, ухудшая экологическую обстановку и благополучие жителей Чебоксар, Новочебоксарска и близлежащих деревень.

 

Сейчас на объекте практически завершена прокладка инженерных сетей до первой карты складирования отходов, выполнены работы по водоснабжению, наружной канализации, существенные подвижки в газовых, дорожных и других работах. Ведется устройство дренажных сетей для отвода грунтовых вод. На карту складирования отходов № 1 завозят песок. Хотя заместитель руководителя Минстроя Чувашии М. Янковский в целом расценивает положение дел на полигоне как «среднее». Для ввода в эксплуатацию первой карты складирования надо построить неучтенные муниципальными контрактами объекты – КПП с весовой платформой, административно­бытовой корпус, навес для техники и т. д. Так что в обозначенные ранее сроки (в июле этого года) сдать в эксплуатацию первую очередь полигона, заложив в его «тело» первые мусорные брикеты, не получится.

 

НАШ ПРОЕКТ «ГРАМОТНЫЙ»

 

Каким бы хорошим ни был проект, его еще надо грамотно реализовать. Только при «строгом» строительстве и ответственной эксплуатации полигона он будет экологически безопасен, и проблемы ТБО будут решены на 40 лет. Об этом напомнили заместитель руководителя Минстроя республики М. Янковский, заместитель министра природных ресурсов и экологии Чувашии Е. Юшин, директор ГУ НИИ экологии Минприроды Чувашии Ю. Карпенко. В частности, он сказал: «Организация, которая будет эксплуатировать полигон, должна соблюдать все требования и все технологии. Если все будет выполняться, это будет полигон высокого уровня с минимальным воздействием на окружающую среду».

Депутат Госсовета В. Михайлов после поездки с коллегами на строящийся полигон в Нижнем Новгороде и действующий в Казани пришел к выводу, что «наш проект грамотнее», особенно в вопросах фильтрации и отвода дождевых и талых вод. Но кое­что его насторожило. Вспомнил бывшего главу Минстроя В. Гончарова, который на одной из пресс­конференций, приводя мировой опыт работы с отходами, сообщил, что над полигоном в Варне он не видел птиц – аргумент в пользу «умной» свалки. А депутат видел птичек над казанским полигоном, который аналогичен будущему полигону под боком у «Химпрома» и тем, что строятся в Европе. «Видимо, наши вороны не вписываются в мировую практику, их не смущают установленные по периметру полигона отпугивающие устройства», – то ли пошутил, то ли подбросил пищу для размышления депутат Госсовета.

 

Общая площадь полигона ТБО – 32 га. Участки складирования ТБО – 28,2 га (2 карты). Мощность объекта – 200 тыс. тонн в год. Максимальный объем накопления ТБО – 8 млн. тонн (8 млн. кубов в прессованном виде). Высота складирования ТБО – 40 м. Срок эксплуатации – 40 лет.

 

Однако бесстрашное оте­чественное воронье не расстраивает наших экологов и разработчиков проекта. Они считают, что при соблюдении технологий, исключающих «кормушку» для птиц, им на свалке делать будет нечего. К этому и надо стремиться.

По мнению специалистов, строящийся в Новочебоксарске полигон по утилизации ТБО отвечает всем современным требованиям экологической безопасности и техническим регламентам. И по проектным решениям, как правильно заметил и депутат В. Михайлов, превосходит уже действующий полигон Казани и строящийся в Нижнем Новгороде. «А это говорит о том, что наши проектировщики подошли к этой проблеме более взвешенно, комплексно и современно. Наша задача сейчас – проследить, чтобы объект строился качественно», – подытожил заместитель председателя Госсовета Чувашии О. Мешков.

 

ОБЪЕЗДНАЯ ДОРОГА – УЖЕ НЕ МИФ

 

Касаемо будущей дороги в объезд Новочебоксарска, по которой пойдет и транспорт с отходами. После 20 лет бесплодных разговоров на эту тему дело наконец­то сдвинулось с мертвой точки. Выдано техническое задание на ее проектирование. По информации главы администрации Новочебоксарска А. Сироткина, рассматривалось несколько вариантов, где ее прокладывать. При выборе оптимального варианта учитывалось твердое дорожное покрытие для населенных пунктов (подарок для людей), чтобы транзитный транспорт сразу выходил на федеральную трассу, минуя Новочебоксарск, и чтобы дорога не затронула земли частных собственников. Один из таких вариантов – трасса протяженностью 9,7 км, которая, в частности, пройдет через один из переулков в деревне Толиково Чебоксарского района.

Это и беспокоит людей, которые там живут. Сельчанка, у которой подворье в том переулке, сообщила участникам «круглого стола», что магистральная грузовая дорога, если ее построят, будет всего в 11 метрах от ее дома. Глава сообщил, что «пока рабочего проекта дороги ни мы, ни Минстрой не видели, поэтому трудно комментировать ситуацию». Получили сельчане ответ и на свой главный вопрос: не обойдут ли стороной их мнение? Нет. Глава администрации заверил, что «вопрос местоположения дороги будет решаться администрацией города вместе с населением в ходе публичных слушаний». Это подтвердил и зам. главы Минстроя М. Янковский – проект дороги, безусловно, должен быть обсужден с населением, и решение о прохождении трассы будет приниматься органами местного самоуправления с учетом мнения населения, высказанного на публичных слушаниях. Конкретная трасса будет определяться по результатам рабочего проектирования.



"Советская Чувашия"
04 мая 2012
00:00
Поделиться
;