Ее жизнь украсила математика
Впервые в Чувашии, а возможно, и во всей России, в лицее № 18 Новочебоксарска для ребят, добившихся особых успехов в области математики, учредили именные премии памяти двух преподавателей математики этого же учебного заведения. Тамару Лаврову и Таисию Маркову хорошо знала педагогическая общественность далеко за пределами нашего города. В нескольких публикациях мы расскажем о них и о том, как была учреждена награда. Сегодня речь пойдет о Тамаре Степановне Лавровой.
Тамара Лаврова
Тамара Степановна родилась в селе Алферьево Нижегородской области. В 1972 году окончила Арзамасский государственный педагогический институт имени А.Гайдара, преподавать в Новочебоксарске начала два года спустя, а с 1992-го в лицее № 18. Учитель высшей квалификационной категории. Удостоена званий “Почетный работник общего образования РФ” (1999 год), “Заслуженный учитель Чувашской Республики” (2001 г.). В 1999-м ее признали человеком года в Новочебоксарске, дважды (в 1999-м и 2002-м) — Соросовским учителем. Она вошла в число лучших учителей России и получила грант Президента России в размере 100 тысяч рублей (2007 г.), лауреат гранта фонда “Династия” (2008 г.).
Сухие строчки, перечисляющие награды педагога, не способны рассказать, каким человеком она была. Возможно, лучше это сделают ее коллеги, ученики, родные...
Людмила Турковская, учитель физики лицея № 18: “В 2002 году Тамара Степановна сильно заболела (заболевание позвоночника) и несколько месяцев в школе не преподавала. А у нее были выпускные классы. Как только ей стало полегче и она выписалась из больницы, организовала... обучение на дому. Ученики приходили к ней группами, рассаживались вокруг дивана... Так, полулежа, она проводила занятия. Конечно, ее уроки в лицее заменяли другие учителя. Вот только все понимали, что никто не подготовит ребят так же хорошо, как Тамара Степановна”.
А вот что писала сама Тамара Лаврова, когда готовила материалы для участия в конкурсе на получение гранта: “Свой долг я вижу в том, чтобы привлечь внимание моих учеников к изучению математики, чтобы она стала их любимым предметом, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся. На мой взгляд, именно учитель сможет заинтересовать ученика, сделать его обучение эффективным и увлекательным, а главное — необходимым для дальнейшей жизни в нашем быстро меняющемся мире”.
Дмитрий Макеев, выпускник 2006 года: “Математику у меня преподавала Тамара Степановна. В 11 классе на республиканской олимпиаде занял третье место, это помогло мне при поступлении на мехмат МГУ. В старших классах увлекся баскетболом. Став студентом, продолжил играть в студенческой команде. Забросил учебу, в результате вылетел из вуза. Что делать? Обратился за помощью к Тамаре Степановне. Она разрешила посещать ее уроки. Стал ходить на математику вместе с одиннадцатиклассниками. Поступил на мехмат МГУ снова, сдав ЕГЭ по математике на 100 баллов, сейчас учусь на втором курсе”.
Валентина Колтыгина, директор лицея № 18: “Тамара Степановна — человек весьма увлеченный. Помню, как во время учебной эвакуации она одна осталась в здании, потому что... решала в это время математическую задачу. Их могла обсуждать с коллегами в транспорте или по телефону за пять минут до наступления Нового года. Вместе с тем, нельзя сказать, что была “математическим сухарем”. Тамара Степановна с удовольствием принимала участие в художественной самодеятельности, подготовке различных КВН и концертов. С супругом Александром Петровичем воспитала хороших детей: дочь окончила школу с золотой медалью, сын учился в нашем лицее. На уроках мама никогда не выделяла его из числа других детей”.
Александр Петрович Лавров: “Когда стоял на сцене актового зала лицея, а ребятам вручали премии, я испытал гордость. Значит, память о ней сохранится не только в моем сердце, но и в сердцах тех, кому она помогла получить путевку в жизнь.
Думаю, не меньше своей семьи Тамара любила и свою профессию. У себя в записной книжке я нашел запись, ее оставила моя жена: “Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием”...