Виртуальные уроки
В Чувашии создается республиканская сеть надомных школ с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Определены города, в которых разместятся экспериментальные площадки. Это Шумерля, Канаш, Алатырь и Новочебоксарск.
Два года назад опробовать метод дистанционного обучения Минобразования ЧР предложило руководству средней школы № 59 Чебоксар. Положительный опыт был одобрен, и вот теперь там создается методический центр по сопровождению республиканской сети надомных школ.
Альтернативный способ обучения стал возможен благодаря Интернету и развитию компьютерных технологий. Вэб-камера, установленная на компьютере “домашнего” ученика, связывает его с учителем, ведущим урок в классе. Тот в свою очередь на экране компьютера видит отдаленного учащегося.
Как рассказала “Граням” директор школы № 59 Сирина Арыченкова, такой метод обучения детей с ограниченными возможностями и полезен, и удобен. Внимания оказывается больше, учебный материал осваивается лучше. К тому же ученик с помощью компьютера становится полноправным членом коллектива. Он может участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе. При хорошей погоде дети приезжают в школу, вместе со всеми отмечают дни рождения, другие праздники. Среди них много талантливых: поют, пишут стихи, школьная сцена дает им возможность самоутвердиться.
В работу с детьми кроме учителей-предметников вовлечены психолог и специалист дополнительного образования.
Трудностей в общении со сверстниками у колясочников почти не бывает. В коллективе очень быстро принимают их за своих и общаются с ними на равных. В классах к тому же проходят уроки толерантности.
В Новочебоксарске сейчас дома обучаются 30 детей. И только один, третьеклассник Дима Степанов, уроки посещает виртуально. К остальным учителя приходят домой, причем не каждый день. Домашних уроков в неделю всего 8, а у Димы их 20 (как и у других учеников в его классе, не считая, пожалуй, уроков физкультуры).
Димины учителя в любой момент могут “развиртуализироваться”. Это происходит в том случае, если тема сложная и преподаватель считает, что лучше объяснить ее ученику индивидуально. Точно так же “выйти в реальность” может и Дима. В классе он появляется по своему желанию и возможностям.
Детей-надомников общению приходится учить. Процесс вхождения в коллектив иногда бывает болезненным. Главное, поддерживать интерес и создавать для детей больше возможностей, чтобы они могли на равных общаться с ровесниками, считают психологи.
В Новочебоксарске дистанционное обучение создают на базе 1-й школы.
— Занятия начнутся 1 сентября, — рассказывает директор Центра диагностики и коррекции управления образования администрации Новочебоксарска Ирина Абдуллина. — Сейчас мы готовим списки учащихся. В основном в нем дети с диагнозом “детский церебральный паралич”. На сегодня новую форму и методику обучения для своих чад выбрали родители восьмерых. Все необходимое — легкий ноутбук, сканер, веб-камеру — дети получат бесплатно.
Ведется работа и в самой школе: отбираются лучшие учителя-предметники. Скоро им предстоит пройти специальные курсы. Запланированы лекции московских преподавателей, повышение квалификации в Республиканском институте образования и мастер-классы учителей 59-й школы.