Воздастся по труду?
С 1 января 2009 года вводится новая система оплаты труда работников бюджетной сферы. Среди них наиболее внушительна армия работающих на ниве образования. В Чувашии их более 50 тысяч человек (в том числе 11 тысяч учителей), в Новочебоксарске — 3,5 тысячи.
Для детального разговора о том, как изменится зарплата педагогов, мы пригласили в редакцию “Граней” заместителя министра образования и молодежной политики ЧР Валерия Устяка, начальника управления образования администрации Новочебоксарска Ангелину Смирнову, председателя городского профсоюза работников образования Людмилу Чупрынову.
Журналист: Во всех заявлениях, касающихся грядущего перехода на новую систему оплаты труда, подчеркивается, что в результате нововведения зарплата ни у кого не уменьшится.
В.Устяк: Да, в постановлениях Правительства РФ, а также Кабинета Министров ЧР особо отмечено, что никто не должен получать меньше, чем по старой системе. Разумеется, при сохранении нагрузки: если человек с 1 января будет работать на той же должности, выполнять в том же объеме тот же круг обязанностей.
В соответствии с принятым на 2009 год республиканским бюджетом размер фонда оплаты труда увеличится на 25,6 процента и составит 428 миллионов рублей в месяц. Почему же в целом мы говорим не о повышении зарплаты, а лишь о том, что она не уменьшится? Повышение произойдет, но не одинаково у всех. В этом и заключается второе принципиальное положение: уравниловки отныне не будет, каждому зарплату посчитают индивидуально. Независимо от того, идет речь об учителе или школьном стороже, воспитателе, няне или заведующей детским садом, педагоге дополнительного образования или тренере ДЮСШ, ее размер станет зависеть от результатов труда. Думаю, предметом сегодняшнего разговора должны стать правила начисления заработной платы.
Журналист: Известно, что она складывается из трех частей: базовой, компенсационных выплат и стимулирующих надбавок.
В.Устяк: При подсчете базовой части зарплаты прежде всего нужно определить размер базового оклада. Учитываются образование работника и занимаемая им должность. Мы исходим из приказа Минздравсоцразвития РФ № 216-Н от 5 мая 2008 года, в котором утверждены профессионально-квалификационные группы работников образования. Всего их четыре, в каждом есть деление на квалификационные уровни. Возьмем низший уровень низшей первой группы. Это учебно-вспомогательный персонал (к примеру, технички в школах), имеющий среднее образование. Согласно постановлению № 349 Кабинета Министров ЧР от 12 ноября 2008 года минимальный базовый оклад данной группы работников составляет 3000 рублей. Уточню, что постановление обязательно к выполнению в республиканских образовательных учреждениях (интернаты, детские дома, ПУ и некоторые техникумы). Для муниципальных документ носит рекомендательный характер, местные власти вправе принять свое положение и увеличить названную сумму в пределах возможностей фонда оплаты труда. И еще. Речь идет только о базовом окладе, в целом зарплата не может быть меньше, чем 4330 рублей.
Вторая квалификационная группа также состоит из учебно-вспомогательного персонала, но у работников есть профессиональное образование. К третьей относятся уже педагоги, например, воспитатели детских садов. К четвертой — старшие воспитатели ДОУ и учителя. Вне данной схемы остаются руководители учебных заведений, их заместители и главные бухгалтеры.
А.Смирнова: Для того, чтобы определить базовый оклад директора, высчитывается средняя зарплата основного педагогического персонала (учителей в школе, воспитателей в ДОУ, педагогов дополнительного образования в ЦРТДиЮ), умножается на повышающий коэффициент (от 1,5 до 4). В небольших учебных заведениях он ниже, в крупных — выше. Например, в большинстве школ Новочебоксарска будет равен 3,5. Зарплата руководителя учебного заведения напрямую зависит от того, сколько получают его подчиненные. Базовая часть зарплаты завучей и главных бухгалтеров рассчитывается от директорской. Разумеется, она меньше, чем у руководителя.
В.Устяк: Но вернемся к учителям и воспитателям. Максимальный размер базового оклада (определяется по принадлежности к квалификационной группе) составляет 4070 рублей. К нему добавляются коэффициенты за выслугу лет (от 10 до 30 процентов), имеющуюся квалификационную категорию (от 5 до 25 процентов) и занимаемую должность (от 2 до 30 процентов). Так получаем базовую часть зарплаты.
Пример первый.
Заслуженный учитель Чувашии Лариса Петровна преподает математику. В декабре по 14-му
разряду она получит 8151 рубль и денежное вознаграждение за классное руководство в размере 1 тыс. руб. плюс стимулирующую выплату в размере 2100 рублей. Итого 11251 рубль. Как изменится ее зарплата в январе? Посчитаем вместе.
Педагог имеет высшее образование, потому относится к четвертой квалификационной группе. Ее базовый оклад составит 4070 рублей. В школе она трудится больше 20 лет, потому применим повышающий коэффициент за стаж работы (плюс 30 процентов, или 1221 рубль). Имеет высшую квалификационную категорию (плюс 25 процентов, или 1017 рублей 50 копеек). Теперь складываем: 4070 руб. + 1221 руб. + 1017 руб. 50 коп.= 6308 рублей 50 коп.
Учебная нагрузка данного учителя 21 урок в неделю. Вычисляем стоимость одного урока: 6308 руб. 50 коп. делим на 18 часов (недельная ставка по нормативу) = 350 руб. 47 коп. Полученную сумму умножаем на количество часов в неделю: 350.47 x 21 = 7359 рублей 87 копеек.
Кроме того, учитель проверяет тетради, за это добавим еще 20 процентов от базового оклада (коэффициент за занимаемую должность), в денежном выражении это 814 рублей. 7359.87 + 814 руб. = 8173 руб. 87 коп. Это и будет базовая часть зарплаты Ларисы Петровны в январе.
Добавим к ней компенсационные выплаты за ведение уроков в лицейских классах 610 рублей 50 коп. и стимулирующие надбавки. Согласно новым правилам за звание заслуженного учителя добавляется до 25 процентов от оклада. Предположим, сумма составила 20 проц. Тогда к зарплате добавятся еще 814 руб. Денежное вознаграждение за классное руководство останется неизменным — 1 тыс. руб. Кроме того, следует посчитать и стимулирующую выплату по количеству набранных педагогом баллов. Допустим, в январе она составила те же 2100 рублей. Итого 12698 рублей 37 копеек.
А.Смирнова: Компенсационные выплаты составляют сравнительно небольшую часть фонда оплаты труда. К ним относятся денежные “добавки”, которые сейчас уже выплачиваются, просто их выделили в отдельную графу. Эти суммы начисляются за особые или вредные условия труда. В первом случае, к примеру, доплату получат педагог за работу в лицейских или коррекционных классах, ночной сторож в силу специфики должности. Во втором — тренер бассейна. Те, кто трудится в учреждениях образования, знают, за что им доплачивают, потому приводить перечень целиком не вижу резона. К примеру, учителям химии за работу с химреактивами добавляют до 12 процентов от оклада. Сколько именно, решает директор школы.
Журналист: Давайте перейдем к разговору о стимулирующей части заработной платы, которую уже учителям начисляют. В прошлом году она составляла 10 процентов фонда оплаты труда, в нынешнем — 20 процентов, в следующем, вероятно, увеличится до 30 процентов?
В.Устяк: Хочу уточнить. С принятием постановления № 349 Кабинета Министров ЧР от 12 ноября 2008 года предыдущее, касающееся введения новой системы оплаты труда, отменяется. Положение о том, что стимулирующая часть в нынешнем году должна составлять 20 процентов фонда оплаты труда, потеряло силу. Теперь до января 2010 года размер данной “кубышки” не регламентируется.
Журналист: Означает ли это, что в январе размер стимулирующей части в конкретной школе может уменьшиться, например, с 20 до 10 процентов ФОТ? Или вообще до 5 процентов?
Л.Чупрынова: Все возможно. Ситуация будет зависеть от того, сколько средств понадобится на увеличение зарплат низкооплачиваемой категории работников до 4330 рублей. Оставшаяся сумма составит стимулирующую часть ФОТ.
А.Смирнова: С другой стороны, мы все участвуем в комплексном проекте модернизации образования. И показатель в 20 процентов в школах должен быть выполнен, даже несмотря на возникшие в некоторых учебных заведениях проблемы. Люди должны получить заработанное.
Журналист: Вероятно, детским садам и учреждениям дополнительного образования, где стимулирующая часть оплаты труда еще только будет введена, придется труднее?
А.Смирнова: Не думаю. Опыт в школах наработан, есть куда обратиться за советом, у кого проконсультироваться. На сегодня все вопросы рассмотрены на собраниях коллективов, профсоюзных организаций, на совещаниях с руководителями образовательных учреждений. Для обсуждения были предложены и индикаторы качества работы по каждой профессии в сфере образования. Свое мнение должны были высказать представители управляющих, попечительских советов учебных заведений.
Пример второй.
Воспитатель детского сада Ирина Николаевна окончила педагогический колледж, у нее среднее специальное образование. Работает в ДОУ двенадцатый год. Квалификационной категории не имеет. В декабре по единой тарифной сетке она получит по 9-му разряду 4432 рубля. В январе ее базовый минимальный оклад составит 3340 рублей, к нему плюсуется надбавка за стаж (25 процентов, или 835 рублей). Итого базовая часть составит 4175 рублей.
А сколько составит стимулирующая, сейчас прогнозировать трудно. Возможно, от пяти до десяти процентов. Предположим, это будут 10 процентов, или 417 руб. 50 коп. Итого зарплата Ирины Николаевны в январе составит 4592 руб. 50 коп. Разница с зарплатой няни (напомним, она не может быть ниже 4330 руб.) — 262 рубля 50 коп.
В настоящее время планируется увеличить сумму минимального базового оклада для воспитателей до 3500 рублей. В этом случае базовая часть зарплаты Ирины Николаевны составит 4375 рублей, а вместе с предположительными 10 процентами стимулирующей надбавки 4812 рублей 50 коп.
В.Устяк: Рекомендованный перечень критериев оценки работы учителей насчитывал 32 индикатора. Спустя год их число сократилось примерно до двух десятков. Думаю, тенденция сохранится, и в результате останутся 10-12 действительно важных показателей. Кстати, коллективы вправе ввести собственные индикаторы, влияющие на размер заработной платы. Единственное, нельзя вводить критерии, не связанные с работой по данной профессии.
А.Смирнова: Возьмем, к примеру, учителей. В первую очередь имеют значение достижения их подопечных: средний балл на ЕГЭ, количество победителей олимпиад, научно-практических конференций... Принимаются во внимание участие педагога в творческих программах, разработка им собственных проектов как образовательных, так и педагогических. Если конкретный ученик в данном полугодии по сравнению с предыдущим стал лучше учиться, преподавателю также добавляются баллы. Их сумма в денежном выражении и составит стимулирующую часть зарплаты.
Журналист: Что ставится во главу угла при оценке деятельности воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования?
А.Смирнова: Для спортивных тренеров и педагогов-организаторов на первом месте стоят успехи воспитанников, положительная динамика в обучении. Главные индикаторы для воспитателей детского сада также успехи их подопечных, кроме того, посещаемость и уровень заболеваемости детей в группе. А еще участие педагогов в различных инновационных проектах и конкурсах.
Журналист: Накануне введения новых правил начисления зарплаты звучат опасения, что, во-первых, возможны злоупотребления, а во-вторых, трудно ввести справедливую оценку труда, сделать действующим принцип “лучше работаешь — больше получаешь”. Например, в группах раннего возраста ДОУ ребятишки болеют чаще, так как только адаптируются к условиям детского сада. Кстати, по этой же причине и показатели посещаемости здесь хуже.
Л.Чупрынова: В описанном случае заболеваемость и посещаемость детей не должны иметь решающее значение. Соответствующее положение следует принять на общем собрании работников.
В.Устяк: Что касается возможных нарушений, то ситуацию достаточно легко держать под контролем. Положение о распределении стимулирующего фонда и критерии оценки обсуждаются в коллективе. Каждый человек должен ознакомиться с проектом документа и высказать свое мнение. Разработана процедура утверждения
количества набранных баллов.
А.Смирнова: Все прозрачно, учитель сам считает, сколько баллов он набрал. Определяет размер стимулирующей выплаты управляющий совет школы. А по руководителям учреждений решение принимает союз попечителей образования и культуры Новочебоксарска.
Л.Чупрынова: Если педагог не согласен с тем, какое количество баллов ему утвердили, он обращается с заявлением в управляющий совет. Там рассматривают ситуацию, и учителю либо назначают дополнительные баллы и выплачивают сумму, либо дают мотивированный отказ.
Журналист: Второй учебный год в гимназии № 6 Новочебоксарска, как и в 29 учебных заведениях республики, продолжается эксперимент по введению новой системы оплаты труда. Что будет с зарплатами этих педагогов?
В.Устяк: Эксперимент окончен. С 1 января 2009 года педагоги всех тридцати упомянутых школ, гимназий, лицеев будут получать зарплату на общих основаниях.
Журналист: Помнится, им обещали, что возвращаться к старому не придется. Теперь же после зарплаты в 25-30 тысяч рублей им снова получать 10-12 тысяч?
В.Устяк: Проект в рамках комплексного проекта модернизации образования был внедрен сразу в двадцати одном регионе России. Условия оплаты труда по различным учебным заведениям немного отличались, но в целом во всех экспериментальных школах зарплата выросла в два-три раза. После первого года эксперимента в Министерстве образования и науки РФ провели анализ и разработали рекомендованную сейчас для всех новую систему оплаты труда. Это оптимальный вариант.
Мы подвели свои итоги по тридцати экспериментальным школам Чувашии. Сказать, что сильное увеличение зарплаты учителей привело к прорыву, что в учебных заведениях резко возросло качество обучения, нельзя. К сожалению, в пяти школах (гимназии № 6 среди них нет. — Прим. авт.) оно даже ухудшилось.
Журналист: В некоторых интернет-СМИ утверждается, что действующее законодательство позволяет учителям при желании получать зарплату по старой системе оплаты труда. Это действительно так?
В.Устяк: Для муниципальных образовательных учреждений постановления правительства Российской Федерации и Чувашской Республики носят рекомендательный характер. Муниципалитет действительно вправе оставить в подведомственных учреждениях все как есть и выдавать зарплату по старой системе.
А.Смирнова: 24 октября 2008 года в Новочебоксарске главой администрации принято постановление № 346 о том, что с 1 января 2009 года в Новочебоксарске работники образовательных учреждений станут получать зарплату по новой системе оплаты труда.
"Грани"