О пандусах, льготах, лекарствах, путевках
В городской организации инвалидов в преддверии Международного дня инвалидов состоялся круглый стол. На встречу с членами правления, председателями первичных организаций Новочебоксарского городского общества инвалидов пришли заместитель главы администрации Новочебоксарска по социальным вопросам Владимир Петрович Матвеев, начальник отдела соцзащиты Валентин Степанович Степанов, консультант, уполномоченный ГУ “Фонд социального страхования РФ по ЧР” Валентина Михайловна Петрова, руководитель ФГУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по ЧР” Лариса Николаевна Малова, заместитель главного врача горбольницы по поликлинике Татьяна Викторовна Алексеева, директор сети государственных аптек Лариса Петровна Капитонова, директор Центра социального обслуживания населения Елена Михайловна Антипова, начальник управления образования Ангелина Валентовна Смирнова, директор “УК в ЖКХ г. Новочебоксарска” Тамара Михайловна Теславская, меценат, директор научно-производственного предприятия “Спектр” Сергей Петрович Михеев.
Анна Кузьмина, председатель Новочебоксарского городского общества инвалидов: 3 декабря — не просто очередной праздник, это еще один повод, чтобы обратить внимание на людей с ограниченными возможностями. Отсюда и тема сегодняшнего круглого стола: “Проблемы инвалидов и методы их решения в современных условиях”. Почему в современных? Да потому, что именно сейчас правительство республики, Минздравсоцразвития занимаются вопросами монетизации льгот в сфере ЖКХ, транспорта, других услуг. Главное, что беспокоит, чтобы от монетизации не ухудшилось наше положение, как это случилось при принятии Федерального закона № 122, когда инвалиды потеряли многие льготы и монетизация не могла их компенсировать. В современных условиях, когда дорожают продукты, услуги, инвалидам особенно трудно, им приходится выживать.
В октябре и ноябре мы провели мониторинг по проблемам инвалидов. В результате обозначился круг вопросов, которые следует решить, причем многие на федеральном уровне. Сегодня остановимся на тех, которые под силу муниципалитету.
Не секрет, что иные инвалиды получают 2500-2800 рублей. Давайте, мол, дадим им материальную помощь. Но появляется много ньюансов. Обычно в квартире кроме инвалида кто-то еще прописан. Надо найти этого человека, взять у него справку о его доходе, и зачастую получается, что на человека приходится больше прожиточного уровня, а это значит, материальная помощь не положена. К тому же выделенную сумму требуется подтвердить чеками. Нет их — нет и помощи.
Или возьмем дополнительное лекарственное обеспечение. У врача список, а в нем нужного больному лекарства нет. Выход? Я сама никогда не отказывалась от соцпакета, но на этот раз пришлось. Немало нареканий высказали инвалиды по поводу прохождения медико-социальной экспертизы и экспертизы для получения индивидуальной программы реабилитации. Просят предельно упростить их. Жалуются на низкое качество протезно-ортопедических изделий. В женской консультации города следует установить кресло с подъемником для женщин-инвалидов. Просят изыскать возможность и организовать в городе службу социального такси. А также законодательно утвердить положение о госзаказе для предприятий Всероссийского общества инвалидов. Добиться, чтобы закон о квотировании рабочих мест для инвалидов работал в полной мере. Помочь с оздоровлением. Начало здесь есть — 30 человек занимаются гимнастикой, а вот с бассейном проблема. По всем этим обозначенным вопросам и будем вести сегодня разговор.
В.Матвеев: Два месяца назад на круглом столе в “Гранях” мы уже обсуждали проблемы инвалидов. Сегодняшняя встреча как бы продолжение той.
Вопросы инвалидов должны решаться на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Льготы — это федеральный и региональный уровни. А что зависит от муниципалитета? Это то, чтобы вы могли без проблем посещать торговые точки, учреждения здравоохранения, культуры, другие организации. В последние годы новые объекты без пандусов не принимаются. А вот старые постройки? Но и здесь по мере поступления заявок с помощью жэков постараемся их сделать. Кстати, на прошедшем в “Гранях” круглом столе был вопрос об обустройстве пандуса в подъезде дома № 8 по бульвару Гидростроителей. Туда мы наведались с начальником жэка Пастуховым, к сожалению, решения пока не нашли: лестничные площадки там очень узкие. Но будем думать.
Поднимался тогда вопрос и о перевозке глухонемых детей в школу. Решение принято. Теперь ежедневно каждое утро автобус № 331 увозит детей в Чебоксары, и так же организованно они возвращаются после занятий.
Вопрос о создании социального такси для горадминистрации достаточно тяжелый. Требуется специальное маршрутное такси, стоит оно дорого. И если будет спонсорская поддержка, то проблема снимется.
Теперь что касается монетизации льгот. С 2005 года вы сами выбирали, что получать: деньги или соцпакет. Но с 1 января 2009-го все льготы станут денежными для тружеников тыла, ветеранов труда, репрессированных и реабилитированных. Сумма известна. Да, может, она недостаточная. Вместе с тем мы знаем, что в планах российского правительства в ближайшее время средний размер пенсии сделать выше прожиточного минимума.
Никого не хочу обижать, но заострю внимание на таком моменте. Когда идут натуральные льготы, то они как бы проходят мимо нашего кармана. А когда выкладываем деньги из своего кошелька, то начинаем считать. Аналогично той ситуации, когда в квартирах появились счетчики горячей и холодной воды, люди стали меньше платить за воду. И государство ведет правильную политику, чтобы мы начали считать и те деньги, которые оно нам дает.
Л.Капитонова: Наши аптеки обслуживают федеральных льготников (на сегодня обеспечили свыше 29 тысяч рецептов на 11 млн. 409 тыс. рублей) и регионального уровня (на 9 млн. 872 тыс.). Лекарствами мы обеспечиваем “наши” больницы — это две городские, детская, кожвендиспансер. Они дают заявки в Министерство здравоохранения и социального развития ЧР. На их основе делаются закупки, затем планово в нужном количестве лекарства поступают к нам.
— Лекарства, поступающие в наши аптеки, проверяются на качество? Интересуюсь потому, что всегда принимала от давления диротон, а стоит он более 300 рублей, раньше помогал, сейчас нет.
Л.Капитонова: Должна заметить, что когда человек долго принимает одно и то же лекарство, то наступает к нему привыкание, и оно не помогает. Поэтому врачи ныне назначают комбинированное лечение. И еще, практика показывает, что время от времени лекарства надо менять.
Что касается проверки, то в Чебоксарах находится ГУС “Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения”. В нем делается мониторинг качества каждой серии поступающих в Чувашию лекарств. Так что фальсифицированным в государственные аптеки “вход запрещен”.
— Можно дорогое, но не помогающее лекарство вернуть в аптеку и поменять?
— Нельзя.
— А как поступить, когда мне выписали 5 дорогостоящих уколов, а их в упаковке 10?
— Однозначно такие дорогие лекарства мы в наших государственных аптеках делим. Обращаю внимание, что в социальной аптеке по ул. Первомайской, 29, она за детской поликлиникой, всегда 10-процентная скидка.
— Дорогим удовольствием стало зубопротезирование. Раньше здесь были льготы, теперь нет. И почему бы не сделать услугу в рассрочку? Допустим, зубопротезирование мне обошлось в 12 тысяч, хорошо бы сумму эту распределить на 6 месяцев.
В.Матвеев: Раньше суммы на это закладывались в городской бюджет, ныне у муниципалитета “остались” только больные сахарным диабетом, еще мы обеспечиваем лекарствами детей. Так что зубопротезирование придется делать за счет своих средств.
— А упростить процедуру прохождения медико-социальной экспертизы можно?
Л.Малова: Мы работаем по нормативным документам. Есть правила признания лица инвалидом — это постановление правительства РФ № 95 от 2006 г. и приказ № 535 от 2005 г., в котором даются краткие критерии определения группы инвалидности.
В апреле 2008 г. вышел перечень заболеваний, согласно которому группа инвалидности определяется бессрочно. Должна заметить, что бессрочно по анатомическим дефектам и при определенной патологии инвалидность устанавливали всегда: нет руки, ноги, отсутствует слух. Согласно новым документам пенсионерам группа инвалидности устанавливается со сроком на 1 или 2 года. И еще. Ранее при почечной недостаточности в терминальной стадии, когда больные были на гемодиализе, их мы наблюдали 4-6 лет, потом давали только бессрочно. Сейчас достаточно 2 года. То есть бессрочно дается тогда, когда имеется системная патология, тяжелое состояние больного.
Теперь к вопросу об упрощении процедуры. Кто имеет группу бессрочно, он приходит к нам за программой реабилитации, приносит направление на переосвидетельствование для разработки ИПР, тут порядок такой: вы сдаете все анализы, проходите обследование. Когда у вас III группа бессрочно (при анатомических дефектах), то достаточно направления из Центра соцзащиты населения. К нам такие направления приносят даже из Марпосада. И здесь требуется заключение одного специалиста (хирурга, если ноги нет, лор-врача, если глухота), и не надо детального обследования. Здесь вот упростили.
На основании нового положения № 240 от 2008 г., если раньше группа была бессрочно, а программа реабилитации со сроком, то теперь мы и программу разрабатываем бессрочно и указываем “с заменой технического средства реабилитации по истечении срока использования”. То есть положен раз в два года протез, срок этот проходит, у вас программа бессрочная, то вы обращаетесь в лечебно-профилактическое учреждение к докторам, которые вас наблюдают и лечат, и врачи сами решают, что нужно по программе.
— Какой сахар в крови должен быть, чтобы выйти на инвалидность?
Л.Малова: Сам диагноз не дает оснований для выхода на инвалидность. Смотрим не на сахар, не на дозы инсулина, не сколько подколок, а по осложнениям. Пошла почечная недостаточность, гангрена на ноги, определяем инвалидность.
Т.Алексеева: Инсулин назначается, чтобы снизить сахар. Если вы грамотно соблюдаете все рекомендации врача-эндокринолога, то заболевание не прогрессирует, значит, не будет поражения других органов. Это же благо для больного, следовательно, он трудоспособен. Но он не может выполнять работы, связанные с повышенным риском, вредными условиями труда.
Л.Малова: Вот такому мы можем определить группу инвалидности. К примеру, человек работает монтажником (газоэлектросварщиком), и у него выявили сахарный диабет. Учитывая его профессию, мы даем ему инвалидность на год. Его могут перевести на более легкий труд на своем предприятии, либо он встанет на учет в Центре занятости и обучится там другой профессии, к примеру, на оператора котельной. Но если сахар в крови выявлен у врача, бухгалтера, библиотекаря, то группа ему не положена.
Т.Алексеева: Заключение выносит врач на основании общей клинической картины при обследовании.
— Обследование довольно дорогое. К примеру, мне, чтобы поехать в санаторий на лечение, обследование может обойтись в 10 тысяч рублей. Разве я могу позволить себе такое, когда у меня каждый месяц более тысячи уходит на лекарство?
Т.Алексеева: Положение с обследованиями такое. Экстренное, в случае ситуации, угрожающей жизни, делается бесплатно и вне очереди. Если речь идет о плановом, как в вашем случае, то вы подходите к своему лечащему врачу, объясняете, что вам нужно ехать в санаторий на лечение, у вас такая-то группа инвалидности. Доктор вас ставит в очередь, и при ее подходе вы получаете бесплатный талон. Такое практикуется у нас уже не один год.
— Хочется пожаловаться на работу невропатологов во второй поликлинике. Говоришь, у меня болит то, другое, но они ничего не записывают, просто ставят штамп.
Т.Алексеева: Штамп ставится лишь при медосмотре. Так не должно быть, я все выясню.
— Валентин Степанович, хотелось бы услышать о рабочих местах для инвалидов.
В.Степанов: Закон РФ по квотированию рабочих мест для инвалидов мы держим под контролем. У нас в городе 52 предприятия с численностью более 100 человек, в них заквотированы 388 мест для лиц с ограниченными возможностями. На 1 ноября осталась невыполненной квота у 6 предприятий, то есть не трудоустроены
32 человека. Такое положение говорит о том, что дела у нас обстоят более-менее благополучно.
Хочу обратить внимание, что ко Дню инвалидов лицам с ограниченными возможностями будет оказана материальная помощь в сумме 77 тысяч рублей.
— Иной раз в семье разлад, инвалид живет с собственными детьми, пенсия у него небольшая, но из-за общих доходов матпомощь ему не полагается. Как быть?
В.Степанов: Порядок утвержден Кабинетом Министров, мы его обязаны выполнять.
В.Матвеев: А для чего дети в семьях появляются? Наверное, для того, чтобы они стали поддержкой родителям. Если что-то складывается не так, значит, в воспитании было что-то не так.
Если дети прописаны в квартире, а проживают в другом месте, значит, поддерживаем того квартиросдатчика в получении нелегальных доходов. Это порочный круг. Все должно быть в соответствии с законом, все оформлено документально.
А.Кузьмина: В этом году благодаря помощи управления образования 30 инвалидов стали заниматься гимнастикой в шестой гимназии. Занятия ведет специально обученный человек.
А.Смирнова: Должна заметить, что девушка-тренер прошла обучение и подготовку благодаря меценату Сергею Петровичу Михееву — председателю управляющего совета шестой гимназии. Хорошо, что мы работаем одной командой, тем более что у нас с вами имеется еще ряд проектов.
На сегодня, к сожалению, 161 школьник является инвалидом, 127 обучаются в школе, 33 ребенка — на дому, один — через Интернет. Это третьеклассник из 12-й школы. Каким образом? С нынешнего года в республике проходит экспериментальный проект “Надомное дистанционное обучение для школьников”. Реализуется он на базе чебоксарской школы № 59. Дети, всего таковых 23 человека, учащиеся с 3-го по 11-й классы, не выходя из дома, по Интернету получают задания. Проект этот дорогой, но Министерство образования и молодежной политики республики предоставило таким детям возможность для обучения.
— Как дела с оздоровлением инвалидов?
В.Петрова: На сегодня в очереди на санаторно-курортное лечение 850 человек. В этом году мы получили 212 путевок, выдача продолжается. Как только поступят в декабре данные из Пенсионного фонда, начнем формировать новую. Очередь образовалась в 2005 году. Человек стоит в ней, самое большее, около двух лет. Да, есть очередники с 2005-го, но такое происходит не из-за того, что мы не даем путевки. Кому-то по медицинским показаниям санаторное лечение противопоказано, другие не могут оставить в деревне хозяйство без присмотра или же им нужно внуков нянчить. Мы им звоним, сообщаем, а в ответ слышим: “Нет, поехать не могу”, они отказываются, и путевка достается следующему очереднику.
В последнее время появились трудности в связи со сменой номеров телефонов. Убедительная просьба к тем, кто стоит в очереди на получение санаторно-курортной путевки: сообщите свой новый номер телефона.
Хочу напомнить и о том, что справки из медучреждений для получения путевки действительны лишь в течение
6 месяцев. Если срок истек, их следует обновить.
По техническим средствам для инвалидов. Заявки на них выполнены на 88,3 процента, до конца года постараемся удовлетворить все, за исключением, возможно, тех, что поступят в декабре. Ведь, к примеру, чтобы получить ту же коляску, нужно ее заказать, потом изготовить и лишь затем привезти сюда.
По качеству протезов. Да, нарекания есть, но это зависит от изготовителя. Надежда на Центр травматологии и эндопротезирования в Чебоксарах, ведь там установят современное оборудование.
С.Михеев: Я хочу поддержать Владимира Петровича Матвеева, который напомнил о круглом столе, что прошел в “Гранях”. Там ранг ответственных за ваши проблемы был повыше, и разговор в основном шел о детях. Отлично, что диалог ныне продолжился в обществе инвалидов. Если я не ошибаюсь, то за мою 8-летнюю дружбу с вами ничего подобного не происходило. Не упускайте такие моменты, и в решении своих вопросов вы обязательно продвинетесь. Желаю всем здоровья и как можно больше спонсоров, друзей, благодаря которым у вас появится больше возможностей для реализации всех намеченных мероприятий и планов.