Почему горячая вода холодная?
По такой теме состоялся в редакции “Граней” круглый стол. В обсуждении злободневного вопроса приняли участие глава администрации Новочебоксарска Вениамин АРТЕМЬЕВ, начальник отдела коммунальной энергетики Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР Валерий АЛЕКСЕЕВ, главный государственный жилищный инспектор ЧР Иван НИКИТИН, директора МУП “УК в ЖКХ г. Новочебоксарска” Геннадий КОЗЛОВ и ООО “Новэк” Валерий КОШКИН, заместитель директора МУП “Ремсервис” Михаил ДУЛИН, директор по тепловым сетям ООО “Коммунальные технологии” Александр КРАСНОВ, директор ТЭЦ-3
Павел СОЛОВЬЕВ.
Летом, когда отключается отопление, вот уже на протяжении многих лет новочебоксарцы вместо горячей воды получают чуть теплую. Года три-четыре назад на такую “мелочь” особого внимания не обращали — просто открывали краны и ждали, пока вода станет горячей. А тарифы между тем росли. Люди стали задумываться и начали устанавливать индивидуальные приборы учета. Теперь не выгодно сливать воду в канализацию и платить за нее по тарифу горячей. Обращения граждан с просьбой хотя бы снизить стоимость горячей воды, когда ее не бывает, управляющая компания зачастую игнорирует. Жалобы регулярно поступают в редакцию. В течение только двух дней в “Грани” позвонили полсотни горожан. Вот некоторые обращения.
Нина Борзова, б. Гидростроителей, 16: В нашем шестом подъезде половина жильцов пенсионеры. У всех счетчики горячей воды. А ее не бывает. Течет чуть теплая.
Светлана Соколова, ул. Советская, 21: Горячей воды нет давно. С жалобой куда только не обращались: в жэк, управляющую компанию, даже в прокуратуру. Акты коммунальщики не хотят составлять.
Анатолий Арефьев, ул. Строителей, 56: У меня счетчики на горячую воду. Она еле теплая, особенно на кухне. Чтобы помыть посуду, приходится греть. Обращался в жэк. Уже который год обещают прийти.
Людмила Никитина, ул. Первомайская, 29а: Если каждый раз сливать по 30 литров для того, чтобы вода стала хотя бы теплой, сколько же денег уйдет в канализацию за месяц? Миски, ложки моем горячей водой, нагретой на газовой плите. Сейчас сезон овощей и фруктов, а их рекомендуют мыть горячей водой. Значит, опять греть? Тогда зачем мы платим за нее? Почему не начисляют с учетом температуры? Кстати, коммунальщики нам говорят, чтобы установили такой прибор, который начинает считать только тогда, когда вода становится горячей. Я искала такой во многих торговых точках. Их нет нигде.
Эдуард Карманин, б. Зеленый, 6: Без горячей воды и утром, и днем, и вечером. Течет холодная. И такая картина после замены стояков. В жэке записывают заявки, и на этом все заканчивается.
Галина Маганова, б. Зеленый, 5: В квартире счетчики. Поставила их, чтобы экономить свои кровные. А что получается? Воду горячей назвать попросту нельзя. Она долго-долго течет холодная, потом — как парное молоко. Почему коммунальщики берут деньги как за горячую?
Нина Иванова, ул. Солнечная, 36: Проблемы начинаются после отключения отопления. Несколько раз была в жэке, просила проверить. Тщетно. Получается, платим за ненадлежащую услугу. А где перерасчет? На днях отключили и теплую. Без предупреждения. Когда полюбопытствовала, ответили, что прибор учета сняли на поверку. Вот так бесцеремонно могут творить все, что хотят.
Зинаида Макарова, ул.10-й пятилетки, 10: В течение многих лет получаем только теплую воду. Долго надо сливать по утрам: она тогда вообще холодная.
Фаина Гончарова, ул. Советская, 36: Горячей воды нет все лето. Бесполезно просить помощи в жэке и управляющей компании. Никаких объяснений не дают и не приходят по вызову. А ведь до замены труб — февраля нынешнего года — горячая вода была.
Ирина Колесова, ул. Восточная, 19: Пользоваться приходится только так называемой горячей — кран холодной воды даже не открываю. Когда не было счетчиков, не возмущалась, просто сливала до тех пор, пока не станет более-менее теплой.
Галина Кудряшова, старшая по второму подъезду дома № 5 по ул.10-й пятилетки: В кухне горячей воды вообще нет, в ванной теплая. Такая ситуация давно.
Фаина Степанова, ул. 10-й пятилетки, 66: Проблемы начались с прошлого года. Периодически отключали полотенцесушители. И тут же горячая вода становилась теплой. После нашего звонка их включают, и горячая появляется вновь.
Ирина Зайцева, б. Гидростроителей, 7: Работаю в ночную смену, по утрам прихожу домой, а вода холодная. Не могу позволить себе сливать по 10-15 минут — это же деньги. Остается один вариант — греть на плите. В жэке объясняют: связано, мол, с отоплением. Но если несколько раз звонить туда, то включают полотенцесушитель. И горячая вода тут же появляется.
Елена Иванова, б. Гидростроителей, 14: В кухне горячая чуть тепленькая. Посмотрела по счетчику: ее расходуем в шесть раз больше, чем холодную. Обращалась во все инстанции. В прошлом году приходил главный инженер, составил акт, зафиксировал, что температура горячей воды 36 градусов. И на этом застопорилось. Никто не думает ни исправить ситуацию, ни снизить цену. Как сдвинуть с мертвой точки непробиваемое дело?
Людмила Николаева, ул. Советская, 22: Звоню от имени жильцов квартир № 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51. Мы все лето без горячей воды. Она даже не теплая, чтобы стала таковой, надо лить очень долго. Не можем позволить себе подобную роскошь — у всех ведь счетчики.
Тамара Борисова, ул. 10-й пятилетки, 32: Горячая вода всегда холодная. В жэк звонить бесполезно. Спрашивается: за что мы платим? Почему тарифы не снижают? А как повышать, так моментально. Например, за дополнительную электроэнергию пересчитали за полгода. У меня вопрос: “За несуществующую горячую воду хотя бы за полгода пересчитают?”
Алевтина Капустина, ул. Винокурова, 71: Как помыться? Греть на плите? Или сливать в канализацию до тех пор, пока не согреется? Оба варианта доставляют неудобства. Второй обойдется для семейного бюджета недешево. Где выход?
Найти выход и попытались участники круглого стола. Прошел он в деловой обстановке.
И.Никитин: Летом, когда ремонтируют магистральные сети, схема подачи горячей воды в Новочебоксарске работает по однотрубной системе. Поэтому нет циркуляции. Не раз пытались решить проблему — не получалось. Сейчас проект имеется.
Г.Козлов: Главная причина, почему горячая вода теплая, в том, что система тупиковая. От источника (ТЭЦ-3) идет с температурой 70 градусов, а в точке разбора (кран в квартире) намного ниже. Сказываются также потери на магистральных и внутриквартальных сетях. Температура подающей воды отличается в зависимости от дома. 12 августа в течение часа измеряли на входе в дом № 16 по б. Гидростроителей — 50‑60 градусов.
Подают воду по двум системам — тупиковой и с использованием полотенцесушителей. Поскольку люди имеют счетчики (свыше половины горожан), воду не торопятся сливать, ждут, пока соседи не начнут пользоваться. Вот она и не циркулирует.
В.Алексеев: Жилищников я бы попросил проверить петлю между подающей и обратной трубами, находящимися на верхних этажах домов. Вентиль должен быть всегда открытым. Тогда сохраняется возможность транспортировки горячей воды потребителям.
Г.Козлов: Проблему начали решать в 2004 году. Совместно с тепловыми сетями разработали программу, приступили к установке подомовых приборов учета тепловой энергии. Ведется и учет горячей воды. На этом завершен первый этап реализации программы. С нынешнего года с “Коммунальными технологиями” (тепловые сети Новочебоксарска входят в эту компанию) рассчитываемся по показаниям счетчиков. Теперь займемся регулированием параметров теплоснабжения. Задача — довести температуру горячей воды в точке разбора до нормативной.
В.Артемьев: Оборудование в пилотном порядке уже установили в трех домах — № 22 по ул. Комсомольской, № 86 по ул. Винокурова, № 43 по ул. Первомайской. С помощью насоса поддерживается циркуляция, и температура горячей воды у потребителя поднимается до 50 градусов. Чтобы принять окончательное решение о том, что проект позволит снять проблему, нужны заключения специалистов — тех, кто работает в данной цепочке.
И.Никитин: Кстати, современная система водоснабжения четырехтрубная. Представьте, во что обойдется городу, если от ТЭЦ‑3 к каждому дому проложить еще две трубы. Безусловно, этот вариант не приемлем. Можно монтировать индивидуальные котельные. Но механизм также многозатратный. Более эффективный проект — установить в домах насосы и подогреватели.
В.Кошкин: В решении вопроса активное участие должны принимать и ТЭЦ-3, и поставщик — ООО “Коммунальные технологии”. Нельзя надеяться только на платежи населения.
П.Соловьев: Если днем подаем городу 600 тонн воды в час, то ночью 100-150 тонн. Естественно, она в трубах остывает, так как нет циркуляции. Значит, летом водогрейные котлы нет смысла включать, все равно циркуляции не будет.
В.Алексеев: Я не исключаю вариант — монтаж водогрейных котлов на крупных отпайках от магистральной теплотрассы, идущей от ТЭЦ-3. Кстати, такой проект имеется на тупиковой трассе в Новоюжном районе Чебоксар. При дефиците тепловой энергии включают водогрейную котельную. В Новочебоксарске, конечно, иная ситуация. Но проблема общая. В стороне не должна стоять и ТЭЦ-3. Финансовые затраты надо бы делить поровну.
Г.Козлов: Вариант, о котором говорит Валерий Глебович, уже применяется в нашем городе — в Ивановском микрорайоне. Если параметры горячей воды раньше были 40-45 градусов, то теперь — 58-60. За счет чего? Там заработала бойлерная.
В.Артемьев: Затраты будут слишком большими. Надо исходить из наших финансовых возможностей.
А.Краснов: На мой взгляд, проект, предусматривающий установку насоса, выбран удачный. Только, кроме него, нужен еще подогреватель.
П.Соловьев: А при подогреве воды расходуется электроэнергия. Кто будет возмещать затраты? Население?
Журналист: Данный проект опробован в других городах, регионах?
В.Алексеев: Вопрос правильный. Надо изучить, как подобная проблема решается в соседних регионах.
М.Дулин: У нас работает такая система. Правда, без подогревателя. Наша организация обслуживает восемь домов. Жалоб от жильцов не поступает.
В.Артемьев: Есть проблемы и в этих домах. Я по утрам точно так же сливаю теплую воду, ожидая горячую. Если установить только насос, эффекта не будет.
Журналист: Когда система заработает и проблема с горячей водой отпадет? И во что обойдется проект?
А.Краснов: Думаю, пройдет не менее пяти лет.
В.Артемьев: Сначала должны принять окончательный вариант, потом можно говорить о сроках реализации.
И.Никитин: Какие затраты понесли в пилотных домах?
Г.Козлов: Порядка 140 тысяч рублей в одном доме.
Журналист: Пока из кранов многих потребителей идет лишь теплая вода. Это значит, что услуги они получают ненадлежащего качества. А на основании постановления правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года вода в точке разбора (кран у потребителя) должна быть температуры не менее 60 градусов. Из жалоб горожан следует, что управляющие компании не хотят пересчитывать платежи. Что на это скажете?
И.Никитин: Люди должны получать качественные коммунальные услуги — горячую воду в соответствии с нормативными параметрами и режимом. 50 обращений горожан в редакцию — это немало. А страдающих еще больше. На основании постановления правительства РФ надо всем произвести перерасчет платежей — уменьшить цены за те периоды, когда горячая вода была ниже норматива. Механизм прописан в постановлении. А “период” начинается с момента замера несоответствующей температуры (подтверждается актом) и заканчивается временем, когда вода отвечает требованиям (также составляется акт).
Г.Козлов: Пусть обратятся в управляющую компанию с заявлением.
Журналист: Сейчас во всех домах снимают приборы учета на госповерку. И отключают горячую воду без предупреждения примерно на пять дней, за которые платежи не уменьшают. Об этом сообщают горожане. Например, Алена Наумова (ул. Пионерская, 17):
“С 9 по 13 июля горячую воду отключили, Звонила по “074”, причину отсутствия не знают. Пояснили, что аварий на линии нет. Затем набрала 75‑93‑89 — тоже не разъяснили. Никто так и не приехал. Не было воды в выходные. 14 июля включили, а 15‑го в жэк обратилась с заявлением о перерасчете. Получила квитанцию — плату не уменьшили. Чтобы узнать, почему, позвонила главному специалисту МУП “УК в ЖКХ г. Новочебоксарска”. Ответа не получила”.
Михаил Бучнев (ул. Солнечная, 36): “Наш 90‑квартирный дом оставили без горячей воды на 10 дней. Отключили ее 15 августа с утра. Позвонив в диспетчерскую жэка, выяснил, что сняли общедомовой прибор учета на госповерку. Успокоился, наивно предположив, что это ненадолго. Ошибся. Вечером диспетчер сообщил: “Воды не будет дней 10”. Оказывается, все дома по очереди отключают от горячей воды. Вернее, от теплой. Понятно же, что узел установки общедомового счетчика должен быть оборудован обводным трубопроводом с задвижками, по которому вода должна подаваться и во время отсутствия счетчиков. Казалось бы, все просто. Но у нас ЖКХ не для людей”.
В.Артемьев: Принято решение, что в дальнейшем при снятии счетчиков на госповерку горячее водоснабжение не прекратится.
Вениамин Артемьев дал официальное поручение директору МУП “УК в ЖКХ г. Новочебоксарска” Геннадию Козлову, чтобы произвели перерасчет за горячее водоснабжение, основываясь на графики госповерок и сроки отключения, не дожидаясь заявлений граждан.
Валерий Алексеев заметил, что Новочебоксарск одним из первых в России оснастил жилищный фонд приборами коммерческого учета энергоресурсов. А Иван Никитин добавил: “Если решится вопрос с горячим водоснабжением, то опыт Новочебоксарска можно смело распространять во всех регионах”.