Претендуют десятеро
Сегодня конкурсная комиссия рассмотрит кандидатуры на должность главы администрации Новочебоксарска.
В России сити-менеджмент появился в 2003 году — со вступлением в силу новой редакции Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. В измененное законодательство была внесена схема, согласно которой городскую администрацию может возглавлять наемный управляющий — сити-менеджер, профессионал, нанятый по контракту. Эта схема возможна как при прямых выборах главы муниципального образования, так и при его выборах из числа депутатов.
Теперь сити-менеджеры уже достаточно уверенно шагают по России, успешно работая в Татарстане, Башкортостане и Удмуртии, в Белгородской, Брянской, Тюменской, Челябинской областях, в Чувашии — глава администрации Канашского района Владислав Васильевич Софронов, глава Канашского района — председатель Собрания депутатов Иван Тимофеевич Иванов.
Чем же привлекательна модель управления городом, при которой хозяйством заведует нанятый на конкурсной основе управляющий (сити-менеджер), а официально высшим должностным лицом в городе выступает председатель городского Собрания?
Во-первых, хозяйством в городе занимается профессионал-управленец, а не политик. Он не обременен опасениями, что население не переизберет его на следующий срок. А поэтому вполне может пойти на непопулярные меры, которые в перспективе обернутся благом для экономики города. Сити-менеджер удален от политических игр, он вне политики.
Во-вторых, случается, что недовольные властью горожане не столько выдвигают нового мэра, сколько пытаются досадить прежнему. В выигрыше остаются случайные фавориты.
В-третьих, персона сити-менеджера избирается конкурсной комиссией, в которую входят представители как местной администрации и местного депутатского корпуса, так и региональных властей. Избранный несет тройную ответственность.
В-четвертых, сити-менеджера легче освободить от должности, чем всенародно избранного мэра. При невыполнении контракта сити-менеджером можно его уволить и нанять нового. Процедура смены власти максимально прозрачна.
Считается, что все это в комплексе прибавит инвестиционной привлекательности муниципальным образованиям.
Российский классик теории муниципального управления Лев Велихов в 30-х годах на вопрос “Какую схему управления городом выбрать?” отвечал так: все зависит от того, какие на данный момент есть кандидаты в местное руководство. Если есть яркий сильный лидер, разумно выбирать главу населением. Если такового нет, лучше нанять управляющего-профессионала, чтобы обезопасить город от экономических ошибок.