Город нанимает управляющего
Новочебоксарск стоит на пороге кадровой революции. 11 апреля глава города Новочебоксарска — председатель городского Собрания депутатов пожмет руку новоиспеченному главе администрации города Новочебоксарска, так называемому наемному сити-менеджеру. Его из числа претендентов, коих набралось целых 10, определят городские депутаты на своем Собрании.
Столь большой конкурс свидетельствует о демократичности процедуры, о том, что среди кандидатов нет настоятельно «рекомендованного» сверху. Кстати, в отличие от ситуации в Уфе, где на должность мэра претендовало минимальное требуемое количество кандидатов, всего два, причем второго, не прошедшего конкурсный отбор, поблагодарили за смелость, что наглядно говорит об административном факторе. И, конечно, главное нынешней процедуры в том, что в Новочебоксарске мэр действительно будет профессионалом, ибо среди претендентов люди опытные, в профессионализме коих сомневаться не приходится.
«Мода» на сити-менеджеров пришла к нам с Запада. Впервые они появились в США в 1914 году, широкое распространение получили в 30-е годы прошлого века. В настоящее время контрактный менеджмент охватывает около 90 процентов графств и поселений США. В Германии же, напротив, все больше муниципалитетов принимают систему управления, при которой бургомистр одновременно возглавляет исполнительную и представительную власть. В нашем действующем Законе о местном самоуправлении такое совмещение запрещено вовсе.
В России сити-менеджмент появился в 2003 году — с вступлением в силу новой редакции Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В измененное законодательство была внесена схема, согласно которой городскую администрацию может возглавлять наемный управляющий — сити-менеджер, профессионал, нанятый по контракту.
Эта схема возможна как при прямых выборах главы муниципального образования (собственно мэра), так и при его выборах из числа депутатов. Эксперты говорят, что сделано это для того, чтобы в голове городского главы политика не смешивалась с экономикой.
Сегодня сити-менеджеры медленно, но уже достаточно уверенно шагают по России, успешно работая в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, в Белгородской, Брянской, Тюменской, Челябинской областях и других субъектах страны.
Кстати, в Чувашии такая схема организации власти уже успешно действует: главой администрации Канашского района является Владислав Софронов, главой Канашского района – председателем Собрания депутатов района – Иван Иванов. И опыт работы здесь положительный, о чем свидетельствует тот факт, что Канашский район оказался в числе двух муниципалитетов, где оформлена в собственность часть заброшенных и невостребованных сельхозугодий. Об этом говорилось в ходе недавно состоявшегося заседания Совета глав районов и городов и Совета по реализации приоритетных национальных проектов.
Все-таки чем же так хороша модель управления городом, при которой хозяйством заведует нанятый на конкурсной основе управляющий (сити-менеджер), а официально высшим должностным лицом в муниципалитете выступает председатель городской думы? И почему для города Новочебоксарска предпочтительнее, когда право выбирать главу муниципального образования имеют только депутаты?
Во-первых, хозяйством в городе занимается профессионал-управленец, а не политик. Он не обременен страхами, что население не переизберет его на следующий срок. А поэтому вполне может пойти на непопулярные меры, которые в конечном итоге обернутся благом для экономики города. Сити-менеджер удален от политических игр местных кланов, он находится вне политики.
Во-вторых, персона сити-менеджера избирается конкурсной комиссией, в которую входят представители как местной администрации и местной думы, так и региональных властей. По сути, он несет тройную ответственность.
В-третьих, сити-менеджера легче освободить от должности, чем всенародно избранного мэра. При невыполнении контракта со стороны сити-менеджера двусторонняя комиссия может его уволить и нанять нового. Процедура смены власти максимально прозрачная.
Эксперты считают, что комплекс этих факторов прибавит инвестиционной привлекательности муниципальным образованиям.
Аналитики подчеркивают, что сити-менеджер – оптимальная форма для управления городским хозяйством. При этой схеме организации власти более четко очерчены роли органов местного самоуправления. Представительный орган – городской совет или дума – становится мозговым центром, в котором активные жители поселения думают, в каком направлении должна развиваться территория, ищут нестандартные пути привлечения ресурсов. А мэр – тем более если он избран из числа депутатов – руководит мозговым штурмом. Но поскольку в депутаты выбирают за «активную гражданскую позицию» и чуть ли не 80 процентов местных депутатов сегодня – неосвобожденные (то есть отстаивают интересы населения в свободное от основной работы время), может получиться так, что они окажутся не готовы к профессиональному руководству территорией. Огрехи профессиональной неопытности и должен снять профессионал, который сначала долго учился управлять городским хозяйством, а потом приобретал опыт такого управления. Он, считают многие федеральные эксперты, более точно реализует планы, разработанные местным советом.
В Новочебоксарске сити-менеджер будет избираться в два этапа. 10 апреля соберется конкурсная комиссия, состоящая из представителей Госсовета республики и городского Собрания депутатов, которая проведет предварительный отбор кандидатов. На следующий день соберется Собрание депутатов города, которое и скажет свое веское слово. И в этот же день будет подписан контракт.
Из истории
В Венеции в роли своеобразного сити-менеджера выступал дож. Его избирали на совете, в который входили представители старейших и богатейших венецианских родов.
В Новгороде Великом выбирали посадника. Избирало его народное вече. Порядок выборов был прост: за кого сильнее прокричат, тот и будет своеобразным сити-менеджером.