Мама, папа, дети... Приемные
На этой неделе в редакции газеты “Грани” состоялся круглый стол. В Год семьи мы решили обратить внимание горожан на проблемы приемной семьи и пригласили людей, имеющих к таковой самое непосредственное отношение. В беседе участвовали заместитель главы администрации Новочебоксарска по социальной политике Владимир МАТВЕЕВ, главный специалист-эксперт Министерства образования и молодежной политики ЧР Нилия САЛЕЕВА, начальник отдела по охране прав детства администрации Новочебоксарска Андрей МАКАРОВ, приемная мама Лариса К., заместитель начальника отдела социальной защиты населения Минздравсоцразвития ЧР Наталия ЦЫПЛЕНКОВА, главный специалист-эксперт отдела соцзащиты Надежда ГОРБУНЬКОВА, заместитель директора Новочебоксарского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Татьяна ЧЕРЕМУХИНА.
А.Макаров: В настоящее время в Новочебоксарске пять приемных семей, в которых воспитываются семь детей. Одна семья взяла к себе сразу трех ребятишек. К кандидатам в приемные родители наш отдел относится, скажем так, предвзято. И это, я считаю, правильно. Ведь если из приемной семьи ребенок вдруг попадет обратно в интернат или в реабилитационный центр, для него это будет стресс! Сначала мама, папа его предали, если еще и приемные родители предадут, то у него вообще веры в людей не останется.
Поэтому отбираем новых родителей тщательно, смотрим, чтобы дети не стали для них источником дохода. Выясняем, какая зарплата, жилье, семья. У нас существует договоренность с центром: там будущим приемным родителям сначала разрешают брать ребенка на выходные. Родители присматриваются к детям, дети — к родителям. То есть проходит время, прежде чем мы заключаем договор.
Т.Черемухина: Сейчас в нашем социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних разрабатывается программа психологической поддержки кандидатов в приемные родители. Вот пришел человек, сказал: “Я хочу взять детей”, — этого же мало. Нужно уметь с ними обращаться. Случается, приходят одинокие женщины или бездетные пары, у них вовсе никакого опыта воспитания нет. Создав школу приемных родителей, хотим им помочь.
В.Матвеев: Даже в тех семьях, где растут свои дети, возникают проблемы. А здесь чужого ребенка привести домой и каждый день заниматься с ним! Приемный родитель должен прочувствовать, каково это — воспитывать. И главное, должен понять, что от его участия зависит судьба человека. Период адаптации может занять полгода, а для кого-то хватит и двух месяцев, чтобы решить: а нужны ли ему эти проблемы?
А.Макаров: Не обязательно полгода. Иногда сразу видно, как вот в семье с тремя приемными детьми, что они друг к другу “приросли”. Младшая девочка вообще копия приемной мамы. Фотография есть: глава администрации вручает подарки, эта женщина с ребенком на руках — одно лицо! Случается же такое!
Лариса К.: А цвет глаз папин...
Н.Салеева: У нас 9 февраля была “горячая” линия по вопросам семейного устройства. Из Новочебоксарска были звонки, что здесь, как вы и сказали, слишком предвзято относятся к кандидатам, “волокитят” дела, иногда напрочь убивая инициативу. Может быть, это оправданно, а возможно, где-то перегибаете палку.
Приемная семья создается на основании договора между органом опеки и приемным родителем, который может быть прекращен любой стороной. Как родителем — по каким-то уважительным причинам (смерть супруга, тяжелое материальное положение, болезнь), так и органом опеки, например, родители не соблюдают условия договора, стали злоупотреблять денежными средствами, получаемыми на содержание детей. И во вполне благополучной семье могут возникнуть такие обстоятельства, что детей вынуждены будут вернуть. Не стоит из этого делать проблему. Если есть порыв души, не убить его — тоже очень важно.
Недавно была на совещании в Москве, где привели такие данные: если в 2006-м в России возвращенных из семей детей было 2,5 тысячи, то в 2007‑м уже 3 тысячи. Процент возврата все равно будет, главное, чтобы процесс не принял массовый характер. И пусть лучше ребенка вернут, чем его станут наказывать, избивать, над ним издеваться, и мы не будем даже об этом знать.
Н.Цыпленкова: И все-таки, когда к нам первый раз приемная семья пришла и я увидела срок договора — один год, стало не по себе. Что станет с ребенком, если его, как игрушку, действительно, возвратят?
Н.Салеева: Это связано с финансированием. Средства выделяются сроком на один год. Потом договор продлевается. Без материальной поддержки государства, согласитесь, тяжело таким семьям. Даже если в них будут отдавать детям максимум любви и внимания, их еще нужно кормить, одевать, обувать.
Н.Горбунькова: Приемные семьи имеют право на ежемесячные пособия: на детей до 2 лет — 4000 рублей, от 2 до 7 лет — 4160, от 7 до 18 лет — 4570. На оплату труда одному из приемных родителей за воспитание 1-2 детей выделяются 2500 рублей, на 3-х и более — 3600.
А.Макаров: Проблемы возникают, как правило, когда детям исполняется 14, 15, 16 лет — в переходном возрасте. С маленькими детками их нет.
Н.Цыпленкова: Вы думаете?
Супруги жили спокойно, тихо, ночью не надо было вставать, мерить температуру, решили прогуляться — пошли, и тут неожиданно...
Лариса К.: Не неожиданно, мы года три к этому шли. Говорили: “Давай возьмем ребеночка”. Взяли троих. Возраст — семь, пять лет, год и восемь месяцев. Причем у старших дни рождения уже у нас отмечали. Впервые, такого в их семье не бывало. Девочек мы крестили, крестные мамы их тоже любят.
В прошлом эти дети много чего не знали, не умели. Светлана, к примеру, букв не знала, сейчас уже читает по слогам. Жанна ведро тазом называла. Что такое мебель, спрашиваю, она на чайник показывает. На мандарины — пальчиком: “Мама, я вот это хочу”. Спрашиваю, что это, молчит. Ребенку пять лет, а она ни разу садик не посещала, старшая если и ходила, то чуть-чуть. Они были предоставлены сами себе.
Девочки живут в нашей семье три месяца (до этого на выходные приходили). Младшая слова стала выговаривать хорошо. Сейчас к счету ее приучаю, пальчики сидим считаем, книги в библиотеке берем, развиваемся. Были проблемы, конечно. У девочек имелись свои привычки, а тут они попали в семью, где есть и папа, и мама, и бабушка, и режим. Когда требуется помощь специалиста, обращаюсь в реабилитационный центр, обговариваем тонкости воспитания.
Н.Цыпленкова: Они вас как называют — папа, мама?
Лариса К.: Со второй встречи. Был шок, честно говоря.
Т.Черемухина: И у нас тоже. Они пришли из этой семьи и говорят: “Мы были у мамы и папы”. Это первый факт, который подтвердил близость душ и детей, и приемных родителей. И что бы мы здесь ни говорили, все равно лучше ребенка передать в семью, чем отправить в интернат.
Лариса К.: Дети в семье видят отношения родителей. Я своим девочкам уже сейчас говорю: вы будущие мамы, жены. Видите, папа приезжает, я его накормила, надо постирать ему. Когда варю, рассказываю, что делаю. “Жанна, вот смотри, что я положила в борщ?” Она перечислила, овощи, правда, назвала мясом.
А.Макаров: Это очень важно, тем более для девочек, чтобы дети получали семейное воспитание. На комиссии по делам несовершеннолетних мы часто рассматриваем дела детей, родителями которых из поколения в поколение занимаемся. То есть лет 30 назад лишали родительских прав бабушку, ее детей отправляли в интернат, затем лишали прав маму, отправляя туда внуков, а сейчас уже правнуки пошли, также остающиеся без родительского попечения.
Как-то с такой горе-мамой разговаривал, она пожаловалась: “А я не знала, как детей воспитывать, со мной обращались именно так. Мама сказала — я не сделала, подзатыльник, пинка дала — я выполнила. Своих детей воспитывала точно так же. Замуж вышла, меня муж начал колотить. Я не знала, как женщина должна вести себя в семье”. Конечно, приемную семью нельзя назвать лучшей формой устройства детей, все-таки комфортнее ребенку при усыновлении.
Н.Салеева: Белгородская область за прошлый год оказалась лидером в России по усыновлению. На совещании в Москве они поделились опытом, как этого добились. Оказывается, при усыновлении семьи там сразу получают по договору социального найма новую квартиру или им улучшают жилищные условия. Это раз. Во-вторых, усыновителям платят ежемесячное пособие в размере половины стоимости содержания ребенка в интернатном учреждении, то есть им предоставляют такие же материальные льготы, как для приемных родителей, опекунов. А в Карелии приемным семьям доплачивают из местного бюджета по 6 тысяч. Естественно, у них больше таких семей. Если говорить о положительном опыте других регионов, то можно сделать вывод: лучше там, где больше денег.
В Чувашии в этом году, возможно, будет пересмотрена зарплата приемным родителям в сторону увеличения. С учетом опыта в регионах, где зарплата привязана к количеству детей, предлагаем платить семье с одним ребенком одну сумму, с двумя — большую. Сейчас выступили с инициативой и внесли в Госдуму предложение, чтобы приемному родителю, так как ему идет трудовой стаж, выплачивали и компенсацию за отпуск. А упрекать его в меркантильности, думаю, не следует: он просто трезво взвешивает свои возможности.
Городу же надо работать в том направлении, чтобы ни один ребенок, оставшийся без родительского попечения, не попал в госучреждение, чтобы каждый нашел свою семью у вас же в Новочебоксарске.
Н.Цыпленкова: Очень, конечно, хочется, чтобы у отдела по охране прав детства было поменьше работы, чтобы дети рождались в семьях, где их ждут.
В.Матвеев: Наверное, не от хорошей жизни появляются приемные родители и дети. Нужен культ семьи. Тогда станет меньше детей, которые брошены. Они будут расти в доме, где царят любовь и согласие.