город Новочебоксарск Чувашской Республики

Пленник бархатистой и нежной пастели

Совсем недавно, в январе, директор Новочебоксарского художественного музея Юрий Павлович Глушаченков отпраздновал свое 60-летие, а 20 апреля четверть века исполняется учреждению, которым он руководит уже почти 10 лет.

Лепту Глушаченкова в развитие культурного простран­ства Новочебоксарска трудно переоценить: он разработал и претворил в жизнь принципиально новую концепцию развития музея: при нем учреждение культуры превратилось в культурно-досуговый, просветительский и образовательный центр. И потому нет ничего удивительного в том, что Юрий Павлович был назван победителем городского конкурса “Человек года-2006” в номинации “Работник культуры и искусства”, а в нынешнем году его деятельность отмечена благодарностью Президента Чувашии Николая Федорова.

Image
Директор Новочебоксарского художественного музея Юрий Глушаченков. Фото Валерия Бакланова.

 

 

— В музее чувствую себя как рыба в воде, так как изучил его специфику, сам увлечен искусством, рисую, хорошо знаю художественную жизнь нашего города, республики, — рассказывает Ю.Глушаченков. — Есть мнение, что музейным специалистом можно стать, проработав пять лет. Я тружусь уже десятый год.

Поначалу думал: “Зачем я здесь? Для чего?” Ведь когда приступил к должности в июне 1999 года, в залах были размещены произведения одного-единственного художника, и за месяц с ними ознакомились... 11 человек. Раз экспозиция не востребована, решили выставить работы из своего, музейного, фонда. А в августе уже организовали выставку “Новочебоксарск глазами художников и в замыслах архитекторов”. Она удалась, и я понял: коллектив музея, в принципе, может все.

Потом наладили отношения с выставочным центром “Радуга”, к нам начали поступать компьютерные копии произведений извест­ных художников. Со временем провели выставки работ не только новочебоксарских мастеров, но и республиканских. Ежегодное число посетителей музея выросло до 14 тысяч. Устраивали до 50 экспозиций в год. Затем, чтобы не страдало каче­ство, количество сократили. В 2007 году мы сделали 36 выставок, они оказались актуальны и востребованы.

— А еще затеяли небывалое для Новочебоксар­ска дело — организовали клуб друзей музея...

— Мы создали клуб, в первую очередь заботясь о духовной стороне жизни новочебоксарцев. Все наши друзья — известные, уважаемые в городе люди, первостроители. Они стали по­стоянными посетителями музея, ни одно мероприятие не проходит без их участия.

Музейный же фонд пополняется в основном за счет благотворительной поддержки председателя клуба Александра Ильина. Помощь нам оказывает также городская администрация.

— К 25-летию Художественного музея коллектив подошел нетрадиционно: череда мероприятий началась задолго до 20 апреля. Чем это продиктовано?

— Так сложилось, что 7 мая открывается региональная выставка “Большая Волга”, и все внимание будет уделено ей. Потому и задумали программу “60 юбилейных дней”. Начало ей положено 20 февраля выставкой “Скульпторы Чувашии”, на которой свое творчество представили известные мастера республики — П.Пупин, С.Кадикин, В.Зотиков, В.Нагорнов, С.Плешков, А.Карачарсков. А 21 марта открылась выставка-ретроспектива из фонда музея “25 лет спустя”. В экспозиции — произведения мастеров советского искусства второй половины ХХ века, полученные нами в дар в период становления музея от дирекции художественных выставок Союзов художников СССР и РСФСР. В одном из залов выставлялись работы заслуженного художника ЧАССР Степана Скрябина, называемого летописцем истории Новочебоксарска.

К Дню космонавтики организуем выставку детских работ. А 18 апреля состоится праздник “Музей встречает гостей”, на который приглашены все сотрудники, работавшие с первого дня основания нашего учреждения культуры, а также друзья музея. 20 апреля юбилейная программа завершится. В этот день вход к нам свободный, а кульминацией праздничных событий станет розыгрыш лотереи. На кону 25 призов — картины, скульптура, предоставленные художниками республики, каталоги, монографии о Р.Федорове, А.Рыбкине, буклеты.

— Все ваша деятельность направлена на пропаганду творчества других художников. А сами писать картины успеваете?

— С 1976 года начал участвовать в республиканских выставках. В 1977-м был принят в молодежное объединение Союза художников СССР. Самыми плодовитыми для творчества оказались 1975-78 годы. Я увлекся масляной живописью и работал с утра до вечера, по субботам и воскресеньям в любые погоду и время года выходил на этюды. Многие чебоксарские уголки, особенно бывшая Красная площадь, остались в моих работах и памяти.

Со временем перешел от масляных красок к цветным мелкам. Пастель мне нравится своей бархатистостью, нежностью.

— И наверняка имеется любимая тема?

— Пейзаж. А еще каждое лето пишу с натуры розовые пионы. Когда рисую, забываю обо всех трудностях, невзгодах. И день воспринимаю как удачный. Правда, сейчас не всегда удается писать. Тем не менее в июле прошлого года в нашем музее состоялась отчетная выставка “Сердца четырех” художников творческих мастерских, на которой были представлены и мои работы — пейзажи Вильнюса и пионы. Как показало время, мастерские себя оправдывают. Мы проводим там все свободное время.

— О вас идет слава эпикурейца...

— Может быть. Я об этом не думал. Просто не приемлю беспорядка, люблю комфорт и в залах музея стараюсь создать уют, возвышенную, праздничную атмосферу. Вещи, обстановка должны быть красивыми, привлекательными. На входную дверь музея, казалось бы, зачем деньги тратить? Держится крепко. Что еще надо? Но внеш­няя красота притягивает: а что внутри? И ведь многие горожане путали фасады — почты и наш. А после преображения жители близлежащих домов вдруг обнаружили, что рядышком с ними столько лет действует музей. Я признателен Саше Ильину, Николаю Андрееву, администрации города, благодаря которым неузнаваемо изменился парадный вход музея.

— В роду были художники?

— Нет, отец руководил бюро изобретателей и рационализаторов.

Как я выбрал стезю художника? Жили мы тогда на улице Баумана (сейчас там залив) в двухэтажном доме на восемь квартир. Во дворе — дровяные сараи. В одном из них работал глухонемой — расписывал клеенки лебедями, домиками, дамами. Я с удовольствием смотрел, как он это делает. И с дет­ства мечтал стать художником. Преподаватель рисования школы № 1, в которой я учился, пригласил меня в кружок Дворца пионеров. Но папа и мама хотели сделать из меня баяниста. По­ступил в музыкальную школу и даже два года проучился. После окончания восьмилетней школы работал на заводе, но в конце концов судьба привела меня на художественно-графический факультет тогда еще педагогиче­ского института.

Сегодня мой старший сын Миша окончил художественную школу и худграф педуниверситета, работает в Москве дизайнером. Паша — выпуск­ник отделения автомеханики механико-технологического техникума, но на день рождения подарил мне мой портрет. До этого он никогда не брал в руки кисть и не писал маслом. Сейчас увлекся акварелью. Думаю, забросит все и будет только рисовать.

— Умение что-то делать своими руками всегда ценно. Оно — гарантия того, что человек не пропадет в любой жизненной ситуации, не спасует...

— Я, когда еще работал учителем, радовался, что обладаю ремеслом. Такой человек всегда будет жив. И нет для него пенсии, потому что пенсия — это смерть.

В 13 лет я потерял отца. Ему было 60. Вышел на пенсию и через несколько месяцев умер. Тогда мне стало понятно: нельзя слишком резко что-то менять. Нужно всегда держать себя в тонусе. Например, 78-летний народный художник России и Чувашии Ревель Федоров руководит союзом художников республики и сейчас занят организацией региональной выставки “Большая Волга”. Я настроен руководить музеем до 85 лет.

— И обязанностей у вас, как у директора, по всей видимости, меньше не станет, ведь музей города перешел под крыло Художественного?

 — Да, это так. Есть уже штатное расписание музея краеведения и истории города. Заведующей филиалом назначена Вера Енцова. Внутренние работы в здании на 96 процентов завершены. Планируем часть картин региональной выставки “Большая Волга” разместить и в новом музее.

Администрация города выделила на его “начинку” 5 миллионов рублей. Сейчас закупаем оборудование, стулья, кресла. В первую очередь хотим довести до ума конференц-зал. Думаю, успеем все подготовить к открытию выставки 7 мая.



"Грани"
03 апреля 2008
00:00
Поделиться