Пленник бархатистой и нежной пастели
Совсем недавно, в январе, директор Новочебоксарского художественного музея Юрий Павлович Глушаченков отпраздновал свое 60-летие, а 20 апреля четверть века исполняется учреждению, которым он руководит уже почти 10 лет.
Лепту Глушаченкова в развитие культурного пространства Новочебоксарска трудно переоценить: он разработал и претворил в жизнь принципиально новую концепцию развития музея: при нем учреждение культуры превратилось в культурно-досуговый, просветительский и образовательный центр. И потому нет ничего удивительного в том, что Юрий Павлович был назван победителем городского конкурса “Человек года-2006” в номинации “Работник культуры и искусства”, а в нынешнем году его деятельность отмечена благодарностью Президента Чувашии Николая Федорова.
— В музее чувствую себя как рыба в воде, так как изучил его специфику, сам увлечен искусством, рисую, хорошо знаю художественную жизнь нашего города, республики, — рассказывает Ю.Глушаченков. — Есть мнение, что музейным специалистом можно стать, проработав пять лет. Я тружусь уже десятый год.
Поначалу думал: “Зачем я здесь? Для чего?” Ведь когда приступил к должности в июне 1999 года, в залах были размещены произведения одного-единственного художника, и за месяц с ними ознакомились... 11 человек. Раз экспозиция не востребована, решили выставить работы из своего, музейного, фонда. А в августе уже организовали выставку “Новочебоксарск глазами художников и в замыслах архитекторов”. Она удалась, и я понял: коллектив музея, в принципе, может все.
Потом наладили отношения с выставочным центром “Радуга”, к нам начали поступать компьютерные копии произведений известных художников. Со временем провели выставки работ не только новочебоксарских мастеров, но и республиканских. Ежегодное число посетителей музея выросло до 14 тысяч. Устраивали до 50 экспозиций в год. Затем, чтобы не страдало качество, количество сократили. В 2007 году мы сделали 36 выставок, они оказались актуальны и востребованы.
— А еще затеяли небывалое для Новочебоксарска дело — организовали клуб друзей музея...
— Мы создали клуб, в первую очередь заботясь о духовной стороне жизни новочебоксарцев. Все наши друзья — известные, уважаемые в городе люди, первостроители. Они стали постоянными посетителями музея, ни одно мероприятие не проходит без их участия.
Музейный же фонд пополняется в основном за счет благотворительной поддержки председателя клуба Александра Ильина. Помощь нам оказывает также городская администрация.
— К 25-летию Художественного музея коллектив подошел нетрадиционно: череда мероприятий началась задолго до 20 апреля. Чем это продиктовано?
— Так сложилось, что 7 мая открывается региональная выставка “Большая Волга”, и все внимание будет уделено ей. Потому и задумали программу “60 юбилейных дней”. Начало ей положено 20 февраля выставкой “Скульпторы Чувашии”, на которой свое творчество представили известные мастера республики — П.Пупин, С.Кадикин, В.Зотиков, В.Нагорнов, С.Плешков, А.Карачарсков. А 21 марта открылась выставка-ретроспектива из фонда музея “25 лет спустя”. В экспозиции — произведения мастеров советского искусства второй половины ХХ века, полученные нами в дар в период становления музея от дирекции художественных выставок Союзов художников СССР и РСФСР. В одном из залов выставлялись работы заслуженного художника ЧАССР Степана Скрябина, называемого летописцем истории Новочебоксарска.
К Дню космонавтики организуем выставку детских работ. А 18 апреля состоится праздник “Музей встречает гостей”, на который приглашены все сотрудники, работавшие с первого дня основания нашего учреждения культуры, а также друзья музея. 20 апреля юбилейная программа завершится. В этот день вход к нам свободный, а кульминацией праздничных событий станет розыгрыш лотереи. На кону 25 призов — картины, скульптура, предоставленные художниками республики, каталоги, монографии о Р.Федорове, А.Рыбкине, буклеты.
— Все ваша деятельность направлена на пропаганду творчества других художников. А сами писать картины успеваете?
— С 1976 года начал участвовать в республиканских выставках. В 1977-м был принят в молодежное объединение Союза художников СССР. Самыми плодовитыми для творчества оказались 1975-78 годы. Я увлекся масляной живописью и работал с утра до вечера, по субботам и воскресеньям в любые погоду и время года выходил на этюды. Многие чебоксарские уголки, особенно бывшая Красная площадь, остались в моих работах и памяти.
Со временем перешел от масляных красок к цветным мелкам. Пастель мне нравится своей бархатистостью, нежностью.
— И наверняка имеется любимая тема?
— Пейзаж. А еще каждое лето пишу с натуры розовые пионы. Когда рисую, забываю обо всех трудностях, невзгодах. И день воспринимаю как удачный. Правда, сейчас не всегда удается писать. Тем не менее в июле прошлого года в нашем музее состоялась отчетная выставка “Сердца четырех” художников творческих мастерских, на которой были представлены и мои работы — пейзажи Вильнюса и пионы. Как показало время, мастерские себя оправдывают. Мы проводим там все свободное время.
— О вас идет слава эпикурейца...
— Может быть. Я об этом не думал. Просто не приемлю беспорядка, люблю комфорт и в залах музея стараюсь создать уют, возвышенную, праздничную атмосферу. Вещи, обстановка должны быть красивыми, привлекательными. На входную дверь музея, казалось бы, зачем деньги тратить? Держится крепко. Что еще надо? Но внешняя красота притягивает: а что внутри? И ведь многие горожане путали фасады — почты и наш. А после преображения жители близлежащих домов вдруг обнаружили, что рядышком с ними столько лет действует музей. Я признателен Саше Ильину, Николаю Андрееву, администрации города, благодаря которым неузнаваемо изменился парадный вход музея.
— В роду были художники?
— Нет, отец руководил бюро изобретателей и рационализаторов.
Как я выбрал стезю художника? Жили мы тогда на улице Баумана (сейчас там залив) в двухэтажном доме на восемь квартир. Во дворе — дровяные сараи. В одном из них работал глухонемой — расписывал клеенки лебедями, домиками, дамами. Я с удовольствием смотрел, как он это делает. И с детства мечтал стать художником. Преподаватель рисования школы № 1, в которой я учился, пригласил меня в кружок Дворца пионеров. Но папа и мама хотели сделать из меня баяниста. Поступил в музыкальную школу и даже два года проучился. После окончания восьмилетней школы работал на заводе, но в конце концов судьба привела меня на художественно-графический факультет тогда еще педагогического института.
Сегодня мой старший сын Миша окончил художественную школу и худграф педуниверситета, работает в Москве дизайнером. Паша — выпускник отделения автомеханики механико-технологического техникума, но на день рождения подарил мне мой портрет. До этого он никогда не брал в руки кисть и не писал маслом. Сейчас увлекся акварелью. Думаю, забросит все и будет только рисовать.
— Умение что-то делать своими руками всегда ценно. Оно — гарантия того, что человек не пропадет в любой жизненной ситуации, не спасует...
— Я, когда еще работал учителем, радовался, что обладаю ремеслом. Такой человек всегда будет жив. И нет для него пенсии, потому что пенсия — это смерть.
В 13 лет я потерял отца. Ему было 60. Вышел на пенсию и через несколько месяцев умер. Тогда мне стало понятно: нельзя слишком резко что-то менять. Нужно всегда держать себя в тонусе. Например, 78-летний народный художник России и Чувашии Ревель Федоров руководит союзом художников республики и сейчас занят организацией региональной выставки “Большая Волга”. Я настроен руководить музеем до 85 лет.
— И обязанностей у вас, как у директора, по всей видимости, меньше не станет, ведь музей города перешел под крыло Художественного?
— Да, это так. Есть уже штатное расписание музея краеведения и истории города. Заведующей филиалом назначена Вера Енцова. Внутренние работы в здании на 96 процентов завершены. Планируем часть картин региональной выставки “Большая Волга” разместить и в новом музее.
Администрация города выделила на его “начинку” 5 миллионов рублей. Сейчас закупаем оборудование, стулья, кресла. В первую очередь хотим довести до ума конференц-зал. Думаю, успеем все подготовить к открытию выставки 7 мая.