Слияние Чебоксар и Новочебоксарска: власть - за, общество - не знает
За два месяца до референдума об объединении городов Чебоксары и Новочебоксарск жители так и не нашли простых и понятных аргументов как за, так и против объединения. Парадокс ситуации заключается в том, что конечной целью проекта власти и бизнес мечтают видеть увеличение того самого населения, которое пока не ведает, чего хочет от референдума 2 марта.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, вопрос об объединении городов обсуждается давно, да и сам Новочебоксарск появился 30 лет назад как город-спутник столицы республики. В 2007 году объединение стало реальным в связи с проектом "Новый город", по которому между Чебоксарами и Новочебоксарском будет построено 1,4 млн. кв. метров жилья. После вступления в силу с января 2008 года республиканского закона об изменении границ муниципальных образований, зона предполагаемой застройки (221 гектар земель, переведенных из земель сельхозназначения) полностью оказалась в черте г. Чебоксары. При этом столица Чувашии и Новочебоксарск обрели общую границу.
Планируется, что в ближайшие годы "Новый город" станет местом интенсивного строительства быстровозводимого малоэтажного жилья, рассчитанного на проживание 40,5 тысяч человек. В интервью корреспонденту ИА REGNUM министр градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР Александр Гончаров отметил, что здесь будет создана новая инженерная инфраструктура и современная благоустроенная среда проживания. Проект осуществляется на основе государственно-частного партнерства и финансируется из различных источников - федерального бюджета, консолидированного бюджета Чувашии, инвестиций частных инвесторов и коммерческих кредитов Внешторгбанка. Кроме того, в реализации данного проекта на условиях софинансирования строительства инженерной инфраструктуры активное участие принимают субъекты естественных монополий, таких как "Газпром", РАО "ЕЭС России". Общая стоимость проекта составит свыше 38 млрд рублей, срок его реализации рассчитан на пять лет.
Одним из парадоксов проекта является то, что малоэтажное жилье, потенциальным собственником которого трудно себе представить людей бедных и даже среднего класса, будет размещено в непосредственной близости от единой для двух городов и Чебоксарского района свалки мусора. Поэтому проект, как потенциал для решения проблемы доступного жилья, интересен не столько жителям столицы, сколько жителям Новочебоксарска, которые в основной своей массе (до 70%) трудоустроены в Чебоксарах. Стремление новочебоксарцев отдалить место жительство от промышленной зоны Новочебоксарска обусловлено и нахождением там опасного химического производства. Чебоксарцам при строительстве "Нового города" важно решить проблему строительства полигона захоронения твердых бытовых отходов.
В случае объединения городов Чебоксары и Новочебоксарск, переоценка кадастровой стоимости земли принесет новой административной единице порядка 300-400 млн рублей дополнительных налоговых поступлений. Об этом сообщил корреспонденту ИА REGNUM министр экономического развития и торговли Чувашии Иван Моторин. Кроме того, министр прогнозирует, что новообразованный город сможет получить на дорожное строительство и развитие инфраструктуры около 150 млн рублей из федерального бюджета.
Иван Моторин выделил еще ряд положительных моментов, возникающих после слияния двух крупнейших на сегодня промышленных центров республики. Так, по его мнению, существенно облегчится решение вопросов о размещении дополнительных производственных площадок местных предприятий, в частности ЗЭИМ-Лайн и ЧЭАЗ, строительство которых также повлечет за собой расширение налогооблагаемой базы, поможет в решении проблемы трудоустройства. Помимо этого, расширившись территориально и увеличившись численно, столица республики значительно повысит свой рейтинг инвестиционной привлекательности. Сейчас в Чебоксарах проживает 453 тысячи населения, в Новочебоксарске - 126 тысяч. По прогнозам, к 2010 году население будущего мегаполиса может достичь 800 тысяч человек. "Города, где проживает свыше полумиллиона человек, намного интересней для крупных инвесторов", - отметил руководитель Минэкономразвития Чувашии.
С ним солидарен и глава Новочебоксарска Валерий Андреев, подчеркнувший в беседе с корреспондентом ИА REGNUM, что "идея объединения созрела в ходе многолетней ежедневной работы". По словам Андреева, ни Чебоксары, ни Новочебоксарск поодиночке не имеют шансов разместить на своей территории серьезное промышленное производство сродни заводу Toyota, недавно заработавшему в Ленинградской области. После объединения такая перспектива становится вполне реальной. Глава Новочебоксарска считает плюсом и возможный приход во вновь образованный город крупных торговых сетей, которые смогут удовлетворить спрос населения на некоторые виды товаров, отсутствующие сегодня на прилавках местных магазинов.
Валерий Андреев не видит причин, которые бы ухудшили работу городского коммунального хозяйства в случае изменения статуса Новочебоксарска, и считает, что "все социальные вопросы будут решаться не хуже, чем сейчас, а если кто и проиграет, так это транспортники, которым придется перевозить пассажиров по внутригородским, а не междугородним тарифам".
Слияние городов неизбежно - это только вопрос времени, считает владелец сети магазинов парфюмерии и косметики Игорь Кушев. По его словам, пока Чебоксары серьезно отстают, потому что не представляют интереса для крупного бизнеса. "Для инвесторов города менее 700 тыс. населения - черная дыра, потому что не входят в зону их интересов и никаким из серьезных финансовых институтов не изучаются. Попытка ритейлеров зайти на чебоксарский рынок не только не дала ощутимого эффекта, но в ряде случаев провалилась: закрылся "Рамстор", даже внешне не выглядит благополучной работа "Гроссмарта", более-менее неплохо работает "Перекресток", но в этом случае существенную роль играет местоположение", - говорит бизнесмен. По словам Кушева, Чебоксары сейчас - это уровень городов третьей-четвертой ступени, при сохранении этого положения крупный бизнес, в том числе зарубежный, может заинтересоваться - и только! - лет через пять. "Слияние городов даст синергетический эффект - оживление экономики, рост трудовых, финансовых ресурсов, налоговых поступлений, говорит он. "При слиянии численность населения составит всего порядка 600 тыс. человек, где найти других для того же "Нового города"? Переселенцы с севера? Эмигранты? В этом случае велика вероятность напряжения криминогенной обстановки, к тому же, произойдет вымывание этноса, а с культурой у нас и так все не очень хорошо. Парадокс: мы хотим высокого уровня жизни, который предполагают мегаполисы, и комфортных условий существования с семьей в небольшом городке",- подчеркнул бизнесмен.
Кандидат социологических наук Дмитрий Шабунин считает, что, помимо расчетов экономической выгоды, властям следует просчитать социальные последствия. "Это не только человеческие ресурсы, но и жилье, инфраструктура быта, - сказал он. - Надо помнить, что при объединении в центре города останутся такие промышленные гиганты, как "Промтрактор", агрегатный завод, через центр пройдет федеральная трасса М-7". По его словам, "Чувашии не хватает урбанизации, которая дает высокий уровень качества жизни и развитие научного потенциала". Что касается отношения населения к вопросу объединения, то, согласно исследованиям в Новочебксарске, открытого негативного отношения к этой идее новочебоксарцы не испытвают, сказал социолог. "Мы столкнулись с другой проблемой - люди просто не знают перспектив этого объединения, эта тема не стала предметом скурпулезного исследования и обсуждения в публичном пространстве", - сказал Шабунин.