город Новочебоксарск Чувашской Республики

Редеют ряды учителей

 
Ехал недавно в троллейбусе. “Предъявите проездные билеты”, — раздался в салоне странно знакомый голос. Я оглянулся. Кондуктором оказалась… учительница. Поздоровались. “Из школы уволилась, — рассказала она. — Работаю теперь здесь”. Честно говоря, я пожалел, что такой педагог оставил учительскую стезю. Женщина около десяти лет проработала в одном учебном заведении, за эти годы приобрела большой опыт. Дети ее любили…
К сожалению, это не единственный случай, когда опытный, имеющий педагогический талант преподаватель уходит из школы. Другая знакомая учительница сейчас торгует ширпотребом на рынке, третья открыла свой киоск, продает пиво, сигареты, жвачку. Четвертой повезло больше — содержит маленькое кафе. Учитель музыки после того, как отработал четверть века в образовательном учреждении (стаж необходим для получения пенсии по выслуге лет), подался в строительную бригаду плотником. До выхода на пенсию по возрасту ему еще лет десять. Возводит теперь коровники в сельской местности.
О проблеме нехватки квалифицированных педагогов в новочебоксарских школах “Грани” писали и раньше. В конце прошлого учебного года вакантными в общеобразовательных учреждениях оставались 17,5 ставки. По одной в школах № 1 и 10, пять учителей требовались в девятнадцатой школе, десять (!) — в двадцатой.
А как дела обстоят сейчас, за три недели до начала учебного года? По-прежнему больше всего не хватает педагогов в школах № 19 и 20. Например, в последней нужны по два преподавателя физической культуры, начальных классов, один — физики, а также инструктор по плаванию. В других учебных заведениях ждут учителей ОБЖ, музыки, истории, физики, информатики, английского языка, технологии, физической культуры (данные 9 августа предоставлены управлением образования. — Прим. авт.).
Впрочем, в половине общеобразовательных школ все вакансии заняты. Так что же, не так уж и велика потребность школ в учителях? “Остроту этой проблемы в значительной степени смягчает другая — сокращение числа учащихся, — сообщил заместитель начальника управления образования Александр Осокин. — Если в 2000-2001 учебном году в Новочебоксарске насчитывалось свыше 19 тысяч школьников, то на конец 2004-2005-го — чуть больше 13 тысяч. За пять лет число школяров сократилось на шесть тысяч человек. Это шесть крупных школ. Причем две из них мы “потеряли” за последний год”.
Количество классов-комплектов тоже уменьшается, но не так заметно. Согласно новым санитарным правилам теперь в одном классе могут учиться не более 25 детей. Раньше их число иногда достигало и сорока человек.
Такая тенденция, по прогнозам специалистов управления образования, сохранится до 2008 года. Потом число школьников перестанет уменьшаться и начнет расти. Уже сейчас детские сады “загружены” на 100 процентов. Остается лишь дождаться, пока посещающие их ребятишки подрастут и пойдут в школу.
Уменьшение числа учителей на фоне сокращения количества учащихся выглядит почти благом. Но что нас ждет в ближайшем будущем? Доля работающих пенсионеров среди учителей за последние четыре года увеличилась почти вдвое: с 8 процентов в 2001-м до более чем 13 процентов в 2004-м. Из 1018 педагогов (данные на конец мая 2005 года. — Прим. авт.) в Новочебоксарске 490 человек имеют педстаж свыше 20 лет, то есть находятся в предпенсионном возрасте. Приток молодежи незначителен: всего 32 учителя имеют опыт работы менее 2 лет, 51 — от двух до пяти лет. “Если не будут приняты решительные меры, — считает Александр Осокин, — то уже в ближайшие годы в школах некому будет работать”.
Почему учителя увольняются из школ и мало молодых специалистов, думаю, понятно. Причина — низкая заработная плата. Даже недавнее повышение ее на 25 процентов (по России — на 20 процентов) не изменило ситуации. Впрочем, как уверен Александр Осокин, скрытые резервы есть. Многие педагоги и сейчас берут на себя нагрузку, равную полутора (27 часов в неделю) или даже двум ставкам (36 часов), ведут уроки в нескольких школах. Так они хоть как-то могут прокормить свои семьи.


Газета "Грани"
11 августа 2005
00:00
Поделиться