Миф и правда о платных услугах
Сегодня мы продолжаем разговор о платных образовательных услугах, начатый в статье “Репетиторство невыгодно?” (“Грани”, № 291-292 за 16 декабря 2004 года). Газета подняла эту тему по одной причине — несмотря на повышение заработной платы педагогов с 1 января 2005 года в Чувашии на
25 процентов (по России — на 20 процентов), она остается весьма низкой. Из школ уходят учителя. Тогда мы задались вопросом: “Могут ли изменить ситуацию платные образовательные услуги?”
То, какие платные услуги может предложить школа учащимся и их родителям, регламентировано в Законе ЧР “Об образовании” и в уставе учебного заведения. Как правило, выбор здесь не очень большой. О четырех возможных вариантах рассказал начальник управления образования Владимир МАТВЕЕВ.
Первый — школа будущего первоклассника. Во втором полугодии ее открывают почти в каждом учебном заведении. В некоторых сразу после Нового года, в других — лишь в марте или апреле. Варьируются форма занятий, время. Кроме того, в списке платных образовательных услуг уроки информатики для учеников 3-х классов, английский для младших школьников, дополнительные занятия по русскому языку, математике для учащихся 9-х классов, подготовка выпускников к ЕГЭ.
И все же платные услуги, по мнению директора школы № 1 Светланы Шамрай, не способны изменить ситуацию с зарплатой педагогов. Солидарен с ней директор школы № 2 Иван Демиров. По его словам, учителя отнюдь не горят желанием вести платные занятия, чтобы подзаработать. Преподавателю остаются крохи от тех денег, что вносят родители учеников. Имеет значение, и в каком микрорайоне расположена школа. В старой части города немало секционок, в которых проживают бедные семьи. Родители в них зачастую думают лишь о том, чем накормить ребенка, во что одеть. Платные услуги им просто не по карману.
Второй, весьма распространенный в Новочебоксарске вид платных услуг, — подготовка выпускников школы к поступлению в вуз. Курсы открыты в ряде так называемых “продвинутых” школ. О том, как учителя-предметники относятся к этой “подработке”, “Грани” писали в предыдущей статье.
Третий вид — кружки. Я было представил увлеченных ребят, склонившихся над исторической картой или разбирающихся в особенностях стихосложения XVIII века, но начальник управления образования Владимир Матвеев охладил мой пыл. “Такие кружки за деньги никто не будет посещать, — заметил он. — Речь идет о более популярных занятиях шейпингом, аэробикой и тому подобном”.
Наконец, теоретически существует и четвертая возможность — открытие при школе учебно-консультационного пункта. К примеру, в нем школьный психолог за определенную плату мог бы давать советы по воспитанию детей либо рекомендации, как поступить в той или иной ситуации. Однако все это выглядит красиво лишь на бумаге. Школьные психологи и так занимаются подобными проблемами, но без дополнительной почасовой оплаты. Может, потому о таких учебно-консультационных пунктах ничего в Новочебоксарске не слышно?
Когда облеченные властью заявляют: “Школы должны зарабатывать сами...”, я слышу в этой фразе: “Это ваши проблемы, справляйтесь с ними сами”. Учителя и не ропщут, они просто увольняются “по собственному”. Причем те, кто еще лет пять назад искренне считал, что педагогика — их призвание.
Газета "Грани"