Благодать от воды и Духа Святого
Сегодня канун Крещения Господня, одного из двенадцати главных праздников в православии. Связан он с библейской историей. Когда Иисус Христос пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение, Иоанн Креститель сказал Ему: “…мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?” На это Иисус ответил: “…оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”. Как только Сын Божий вышел из воды, Дух Святой снизошел на него в облике голубя. И раздался голос с неба: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение…” (Евангелие от Матфея, 3:14 — 3:17). Бог предстал сразу в трех ипостасях, потому-то другое название праздника — Богоявление.
О том, как проходит современный обряд крещения, мы узнали, побывав в Соборе святого равноапостольного князя Владимира.
Младенцев и взрослых крестят в храме почти каждый день, особенно много желающих в выходные дни. В субботу,
15 января, крестившихся было пятеро: горожанка Светлана Ивановна с сыновьями Евгением, Ильей и двое маленьких детей на руках крестных родителей. Перед началом церемонии отец Иннокентий рассказал о сути и значении крещения. В ходе его на человека нисходит благодать от воды и Духа Святого, младенцы избавляются от первородного греха, а взрослым, кроме того, прощаются грехи, которые они успели совершить к моменту крещения. Принимающий Спасителя умирает для греха и возрождается для жизни духовной. Даже имя он получает теперь новое, одного из канонизированных святых. Отныне крещеный имеет ангела-хранителя, который будет всю жизнь сопровождать душу, а после смерти сопроводит ее на небесный суд. О значении крещения говорит и такой факт. В христианстве существует семь таинств, которые совершаются благодатью Духа Святого. Так вот, в церемонию крещения входят три из них: само крещение, миропомазание и причащение. Но обо всем по порядку.
Обряд начался с прочтения молитвы “Отче наш”. Последовали и другие молитвы. После этого все пятеро (за малышей все действия выполняли восприемники – крестные родители. — Прим. авт.) повернулись лицом на запад и трижды отреклись от сатаны. В знак презрения к дьяволу новообращенные символически “плюнули и дунули” на него. Затем вслед за священником произнесли фразу “Верую Христу, как Царю и Богу”. Прочитали “Символ веры” — своеобразный “фундамент” христианства, в котором сказано, во что верят христиане; впервые перекрестились и поклонились Святой Троице. В православии немало символического. Так, большой, указательный и средний пальцы правой руки, сложенные щепотью, символизируют троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Мизинец и безымянный, приложенные к ладони, — божественную и человеческую природу Спасителя. Таким образом, троеперстное сложение пальцев означает, что мы верим в Бога Единого по существу, но троичного в лицах.
После окунания в купель происходит помазание новых христиан святым миром. Троекратное обхождение купели с зажженными свечами также имеет свое значение — это вечное воссоединение во Христе (круг — символ вечности). Чин пострижения (у “новичков” отстригают прядь волос) существовал еще в древности и означал нерушимость данных обетов, в этом он схож с ритуалом пострижения в монахи.
Происходит еще один обряд — воцерковления. Окрещенные мужского пола допускаются в святую святых — алтарь. Младенца Мишу отец Иннокентий взял на руки, следом за ними потянулись Евгений и Илья. Обряд посвящен событию более чем двухтысячелетней давности, когда Иосиф и Мария принесли младенца Иисуса в храм на поклонение Богу. Девочек, кстати, с той же целью вносят на амвон — возвышение перед алтарем. Затем крещеные причащаются пречистого Тела и Крови Христа Спасителя.
Отец Иннокентий напутствовал “новичков”, призвал их приходить в храм на богослужения. Он напомнил, что не только папы и мамы несут ответственность за воспитание ребенка. Помочь им наставить малыша на путь истинный должны восприемники — крестные родители. Для детей в воскресной школе при храме проводятся занятия. Посещать их могут все желающие.
Газета "Грани"