город Новочебоксарск Чувашской Республики

Экзамен коммунальщики сдали

 
У каждого новочебоксарца свое мнение о работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Складывается оно из многих факторов: тепло ли в квартире зимой, не протекает ли кровля (у жильцов верхних этажей), чисто ли во дворе и подъезде, когда в нем последний раз делали ремонт... Я перечислил лишь некоторые, на деле их гораздо больше.
Как правило, любое отклонение от “нормы” вызывает бурю эмоций. Представьте себе человека, который впотьмах (лампочку вывернули) не может нащупать ключом отверстие замка входной двери квартиры, или угодил ногой в незаметную яму на асфальте, полную воды, или склонился утром над умывальником и обнаружил, что воды нет. В любой подобной ситуации люди вспоминают о работниках ЖКХ. Если же все нормально: свет горит, вода течет, дороги отремонтированы, то это воспринимается как должное. Впрочем, наверное, так и должно быть. Отсутствие жалоб и есть признание заслуг коммунальщиков. Видимо, это отчетливо понимали в горадминистрации, но все же рискнули и организовали опрос горожан. Тема — оценка работы предприятий ЖКХ.
Провели его руководители
ТОСов (их в Новочебоксарске шесть). Они опросили 293 человека (33 процента из них мужчины, 67 — женщины), примерно по 50 горожан на территории каждого жэка.
21 процент респондентов составили горожане в возрасте от 18 до 30 лет, 53 процента — от 31 года до 50 лет, 26 — старше 50-ти. Всем им задали по шесть вопросов. Первый — “Как вы оцениваете состояние ЖКХ в нашем городе?”. “Хорошее”, — ответили 13 процентов горожан, “удовлетворительное” — 51, “плохое” — 19, затруднились ответить
15 процентов (в сумме 100 процентов выходит далеко не всегда, так как на некоторые вопросы респонденты не стали отвечать. — Прим. авт.). Стоит указать на некоторые нюансы. Так, на территории, которую обслуживают МУП “Ремжиллюкс” и “Жилсервис”, тех, кто назвал состояние ЖКХ хорошим, оказалось в два раза больше, чем в общем по городу. В МУП “РЭП” число “хорошистов” резко сократилось (2 процента респондентов), зато оценивших “неудовлетворительно” оказалось необычайно много — 33 процента.
Второй вопрос — “Как часто вы обращаетесь в жэк?” “Не обращаюсь вообще”, — сообщил 21 процент опрошенных, “один раз в год” — 46, “один раз в месяц” — 17, “чаще одного раза в месяц” — 8 процентов. Любопытно, что там, где дома обслуживает МУП “Жилсервис”, последний вариант ответа выбрали 22 процента респондентов, в МУП “Ремэкс”, напротив, лишь
2 процента.
“Как быстро реагируют на ваши заявки?” 40 процентов опрошенных утверждают, что достаточно одного письменного или устного обращения. 36 процентов респондентов вынуждены прийти в жэк повторно, и у 10 процентов вопрос решается лишь после жалобы в вышестоящие инстанции.
“Как оцениваете качество предоставляемых вам услуг?” “Хорошее”, — отметили 19 процентов опрошенных, “удовлетворительное” — 60, “плохое” — 15 процентов. Самым объемным оказался предпоследний вопрос: “Оцените перечисленные виды услуг по пятибалльной системе”. Далее следовал список, в который были включены капитальный и текущий ремонт жилья, его техническое обслуживание, тепло- и водоснабжение, состояние лифтов (конечно, “состояние” — это не вид услуг, но вариант ответа звучит именно так. — Прим. авт.), вывоз мусора, освещение и уборка подъездов, прилегающих к дому территорий. 40 процентов респондентов не стали оценивать “капитальный ремонт”, а 35 процентов — “текущий ремонт”, так как его давно не проводили. 40 процентов опрошенных также пропустили строчку, посвященную вертикальному транспорту, потому что живут в пятиэтажных домах. Из всех перечисленных видов услуг лучше всего обстоят дела с водоснабжением (на “хорошо” и “отлично” оценили 82 процента респондентов). На втором месте — вывоз мусора, ту же оценку дали 78 процентов, на третьем — уборка подъездов и прилегающих территорий — 76 процентов, на четвертом — теплоснабжение — положительно о нем отозвался 71 процент опрошенных. “Двойку” (иногда и “единицу”) чаще всего ставили за освещение подъездов (30 процентов респондентов) и техническое обслуживание жилья (27 процентов). Хотя на территориях, которые находятся в ведении жэков, были некоторые различия (к примеру, в МУП “Жилье” и “Жилсервис” жильцы сделали больше замечаний по вывозу мусора, в МУП “РЭП” — по уборке подъездов), но в целом картина по жилищным муниципальным предприятиям примерно одинакова.
Если предыдущие вопросы были своеобразным экзаменом для коммунальщиков, горожанам предлагали поставить им оценку, то последний подразумевал возможность дать конструктивное предложение. Итак, “Что, по-вашему, в первую очередь нужно изменить в существующей системе ЖКХ?” Респонденты могли отметить не один, а несколько ответов. “Места” распределились следующим образом: “повысить качество услуг” — считают 54 процента, “увеличить оплату труда работникам ЖКХ” — уверены 50 процентов, “создать конкурентную среду” — 38 процентов. За изменение принципов социальной защиты населения проголосовали 36 процентов, системы тарифообразования — 34 процента, управления — 30 процентов, кадровой политики — 20 процентов. Казалось бы, жильцы старых микрорайонов в первую очередь должны были выбрать “принципы соцзащиты” и “систему тарифообразования”, но это не так. Чаще всего эти пункты отмечали в Ельникове и Юракове.
Вот, пожалуй, и все. Данное исследование, конечно, не претендует на абсолютную объективность и все же дает информацию к размышлению. Некоторые новочебоксарцы делали пометки в своих анкетах, к примеру, “объявите благодарность дворнику ...” (следовала фамилия). Один жилец написал пожелание: “Работникам ЖКХ нужно с уважением относиться к квартиросъемщикам, ведь они вносят отнюдь не маленькую квартплату...”


Газета "Грани"
23 сентября 2004
00:00
Поделиться