29 июля на страницах нашей газеты была поднята тема моральной и материальной компенсации людям, потерявшим здоровье при исполнении трудовых обязанностей. Тогда свою точку зрения высказал генеральный директор ОАО “Химпром” В.Стародубцев. Сегодня мы предоставляем слово управляющему государственным учреждением — региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике Г.РОГАЧЕВОЙ, представителю учреждения, на которое наше государство возложило обязанности по реализации Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.
же многие годы Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет традиционный, самый распространенный вид обязательного социального страхования — страхование работающих граждан вследствие временной нетрудоспособности и материнства. В январе 2000 года вступил в силу Закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ, который ввел новый вид социального страхования — от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Он существует практически во всех зарубежных странах, и опыт некоторых из них использован в названном законе с учетом наших российских условий и экономических возможностей.
С принятием нового вида социального страхования изменился действовавший более семидесяти лет механизм возмещения вреда, причиненного работнику трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. Закон заменил ранее существовавшие Правила возмещения работодателями вреда, которые в складывающихся рыночных отношениях перестали обеспечивать гарантированность и полноту защиты интересов пострадавшего, а в некоторых случаях и его семьи, особенно при ликвидации, банкротстве или снижении платежеспособности предприятий.
Принципиальное отличие нового порядка социальной защиты пострадавших на производстве заключается в том, что он полностью переведен на страховые принципы, в основе которых солидарность работодателей — плательщиков страховых взносов, позволяющая в необходимых случаях перераспределять средства и создавать определенные резервы на выплату возмещения вреда. А возмещение пострадавшим вреда является обязанностью Фонда социального страхования, как единого страховщика. Это позволяет обеспечить более высокий уровень защищенности застрахованных.
За примером далеко ходить не надо. Только начиная с 2000 года было ликвидировано более полутора тысяч предприятий республики. В случае ликвидации они обязаны капитализировать платежи, предназначенные для удовлетворения требований граждан, перед которыми несут ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Как правило, средств на капитализацию платежей к началу процедуры ликвидации уже не остается. Не будет преувеличением сказать, что, если бы не Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”, гарантирующий социальную защиту пострадавших независимо от финансового положения работодателя, в результате ликвидации только вышеуказанных предприятий около 1500 пострадавших остались бы без возможности получать причитающиеся им выплаты по возмещению вреда.
егодня региональное отделение Фонда обеспечивает по страхованию порядка 6000 пострадавших. Свои обязательства по возмещению вреда Фонд выполняет своевременно и в полном объеме. В 2003 году на ежемесячные страховые выплаты в связи с утратой пострадавшими профессиональной трудоспособности направлены 106,7 млн. рублей (в первом полугодии 2004 года —
46,5 млн. рублей), на единовременные страховые выплаты — 3,3 млн. рублей (в первом полугодии
2004 года — 1,3 млн. рублей). Обеспечение по страхованию наряду с компенсацией утраченного заработка предусматривает расширенную систему медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших. На эти цели в 2003 году израсходованы 28,5 млн. рублей (в 2004 году —
20,7 млн. рублей).
Размер выплат по возмещению вреда зависит от того, насколько работник утратил профессиональную трудоспособность в результате трудового увечья или профессионального заболевания, и от того, в каких дополнительных видах помощи, связанных с реабилитацией, он нуждается. И при этом Фонд социального страхования не занимается определением дозы вредности. Так же, как и до вступления вышеуказанного Закона в силу,
установление работнику профессионального заболевания находится в компетенции соответствующих органов здравоохранения, а определение степени утраты пострадавшими профессиональной трудоспособности, разработка программы реабилитации пострадавшего — в компетенции учреждений медико-социальной экспертизы. Назначение же выплат по возмещению вреда производится Фондом на основании соответствующих заключений указанных учреждений и документов, представляемых страхователем (работодателем).
Закон, устанавливая правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подробно регламентирует условия, размеры и порядок возмещения вреда пострадавшим. Конечно же, когда идет разночтение статей Закона, разрешение вопроса в суде является лишь показателем цивилизованных правовых отношений. Обращения граждан в суд по вопросам размера возмещения вреда можно расценивать как реализацию их конституционных прав. Нельзя сказать, что такие обращения имеют массовый характер.
оли тема моральной и материальной компенсации людям, потерявшим здоровье на вредном производстве, была поднята руководителем ОАО “Химпром”, то хотелось бы продемонстрировать механизм реализации Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” именно на примере данного предприятия.
ОАО “Химпром” — одно из крупнейших предприятий республики, где зарегистрировано наибольшее количество профессиональных заболеваний. В 2000 году в связи со вступлением Закона в силу данный страхователь передал в отделение Фонда для назначения страховых выплат 466 личных учетных дел пострадавших (по 483 получателям выплат по возмещению вреда), в том числе вследствие профессиональных заболеваний — 429. Количество пострадавших в ОАО “Химпром” ежегодно увеличивается, имеет место рост производственного травматизма. По сведениям, представляемым в отделение Фонда, на данном предприятии за период с 2001 по 2003 годы зарегистрированы 93 случая профессиональных заболеваний, произошли 78 несчастных случаев на производстве. Только в первом полугодии 2004 года зафиксированы 7 случаев профессиональных заболеваний и 13 несчастных случаев. В настоящее время обеспечение по страхованию назначено по 573 личным учетным делам пострадавших, получателей же ежемесячных выплат — 590.
соответствии с Законом назначение и выплата пострадавшим обеспечения по страхованию производятся Фондом социального страхования. Работодатель обязан только выплатить пособие по временной нетрудоспособности из-за трудового увечья и профессионального заболевания и оплачивать дополнительный отпуск на санаторно-курортное лечение последствий страхового случая. Эти расходы работодатель производит за счет начисленных по данному виду страхования взносов, подлежащих перечислению в Фонд. Остальные виды обеспечения по страхованию производятся отделением Фонда.
Производимые отделением Фонда выплаты по возмещению вреда пострадавшим в ОАО “Химпром” в два раза превышают начисленные работодателем на эти цели страховые взносы: в 2003 году на выплату обеспечения по страхованию направлены 24,6 млн. рублей, тогда как ОАО “Химпром” начислено взносов всего на сумму 11,8 млн. рублей, за первое полугодие 2004 года расходы составили 10,7 млн. рублей, а страховых взносов работодателем начислено
5,3 млн. рублей.
Сегодня реализация закона идет в полном объеме. Главное — достигнута финансовая устойчивость системы страхования, крайне необходимая для обеспечения социальной защиты работников, занятых во вредных условиях труда. Закон четко определяет правовое положение субъектов страхования — работодателя, работника и Фонда социального страхования, что создает правовую базу социальных гарантий застрахованным гражданам по своевременному и полному предоставлению им страхового обеспечения. И для
успешной реализации предусмотренных в нем задач требуются знание законодательства, ответственный подход и выполнение своих обязательств.