Депутатов прибавится, а главы администраций станут топ-менеджерами
В октябре 2003 года принят Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Вступит он в действие 1 января 2006 года. В истории нашего государства еще не было столь масштабного реформирования системы органов местного самоуправления. Оно касается каждого населенного пункта, будь то миллионный город или отдаленный поселок с несколькими десятками человек. Особенность реформы — сделать структуру органов власти прозрачной, понятной, а главное — доступной для людей, чтобы они активно вовлекались в управление той территорией, где постоянно проживают.
Мы уже сообщали, что в конце прошлой недели в Доме правительства под председательством Президента Чувашии Николая Федорова и с участием разработчиков нормативного акта, членов Совета Федерации и депутатов Госдумы РФ состоялся круглый стол, на котором обсуждались проблемы начавшейся реформы. Они уже есть и по мере приближения часа пик еще будут возникать не раз. К примеру, в ходе дискуссии глава самоуправления Ядринского района Евгений Яранский высказал опасение, что если Чувашская Республика будет отнесена к региону с высокой плотностью населения и отсчет образования сельских органов местного самоуправления начнется с трех тысяч человек, то многие сельские поселения и деревни окажутся вне зоны управления, это может привести к постепенному вымиранию, жизнь оттуда уйдет. Новые “центры” могут стать недоступными для людей по причине большой удаленности и отсутствия коммуникаций.
По мнению сельских руководителей, нам больше всего подошла бы модель формирования самоуправления из численности населения в одну тысячу человек. Закон такой критерий предусматривает. Какой вариант в итоге будет выбран — говорить пока рано. Но так или иначе, в республике появятся от 152 до 284 самоуправляемых территорий. И столько же избрано парламентов, глав муниципальных образований, назначено глав местных администраций. Законом установлена и численность народных избранников: при населении менее тысячи человек — семь депутатов, от тысячи до десяти тысяч — десять, до ста тысяч — двадцать и так далее. Строго говоря, нормативный акт не ограничивает максимальное число парламентариев. К примеру, в нашей республике их может оказаться свыше трех тысяч человек. И вопрос, вообще-то, не в численности. Главное, чтобы от депутатов была реальная отдача.
Избирать депутатов и глав местных образований будут на пять лет. Известно: сегодня глава муниципалитета един в двух лицах. Он возглавляет представительную и исполнительную власти. Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” разделяет эти должности. Главу муниципалитета будут избирать двумя путями: либо на всеобщих муниципальных выборах, либо из состава уже избранного представительного органа — Собрания депутатов. А глава местной администрации становится наемным работником, менеджером, нанимаемым на определенный срок на конкурсной основе по контракту. Таким образом, глава муниципального образования вместе с депутатами определяет стратегию развития территории, утверждает бюджет, а глава местной администрации исполняет, распоряжается финансовыми средствами и полностью подотчетен местному парламенту. Вместе с тем законодателем предусмотрен механизм контроля. Это может быть и счетная палата, и ревизионная комиссия, и нечто другое.
Предусмотренные законом в январе 2005 года выборы глав местных самоуправлений, вероятно, перенесут на более поздний срок. По словам советника комитета Госдумы Лилии Мускеевой, Президент России представил проект закона, в котором говорится о возможности совмещения выборов различных уровней за счет продления или сокращения сроков полномочий местных глав и депутатов. Избирателям не придется слишком часто участвовать в выборах, а казна сэкономит денежные средства. “Но отката назад не будет. Отмены закона не случится. Мы сделали серьезный политический шаг”, — заметил один из авторов и разработчиков законопроекта, председатель комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый.
Реформа местного самоуправления порождает много вопросов. И по реформированию депутатского корпуса районного уровня, и по бюджету сельских поселений, ведь большинство сельхозпредприятий — банкроты. Поначалу, конечно, станут поступать дотации, однако конечная цель — поселения должны стать самодостаточными в финансовом отношении. А это во многом зависит от того, кого изберут люди: временщика или человека честного, делового. Возникнут вопросы и по
определению границ, разделению имущества и полномочий между различными уровнями власти.
В нашей республике, как и по всей стране, сейчас идет активная работа по выработке нормативно-правовой базы для реализации реформы. “Хотя в законе постатейно все положения прописаны, нам важно минимизировать издержки, избежать ошибок”, — подчеркнул Николай Федоров. Президент убежден, что если удастся заставить работать федеральный закон, то получится эффективный рычаг оздоровления нации, психология иждивенчества сменится активностью. Реформа местного самоуправления направлена на историческую перспективу. Ее зримые результаты появятся не сразу — года через три-четыре.
Заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Виктор Косоуров на опыте Новосибирской области привел пример тех изменений, которые произойдут. В этом регионе уже несколько лет введен поселенческий принцип организации местной власти. Там самостоятельно функционируют 460 поселений. И хотя бюджет напрямую не выделяет им средств, работают по сметам, и деньги-то не очень велики. Но, по словам В.Косоурова, у глав поселений появился “люфт” для принятия решений. У них “загорелись глаза и появился вкус к самостоятельной работе”.
Мы используем файлы cookie для персонализации контента, предоставления функций авторизации и анализа
трафика.
Пользуясь данным сайтом, пользователь даёт согласие на обработку своих персональных данных, передачу (в т.ч.
в сторонние сервисы анализа посетителей Спутник.Аналитика, Яндекс.Метрика) и обработку данных о посетителе
(а именно IP-адрес, предполагаемое географическое положение, версия браузера, разрешение дисплея, версия
операционной системы и вспомогательного программного обеспечения, модель устройства, ресурсы, поисковые
системы, фразы, баннеры, с которых был переход на сайт, список посещённых страниц и проведённое время на
сайте), а именно - совершение действий, предусмотренных 152-ФЗ «О персональных данных». Файлы cookie не
содержат сведений, на основании которых можно идентифицировать пользователя. Если посетитель не согласен на
использование файлов cookie, он может соответствующим образом установить настройки своего браузера, что
может отразиться на корректности отображения содержимого сайта, или покинуть сайт.