Считаем деньги и... жертвы
Это дорожно-транспортное происшествие случилось в начале сентября на перекрестке ул. 10-й пятилетки и пр. Ельниковского: “Волга” сбила возвращавшихся из школы девочек, переходивших дорогу по “зебре”, одна из них с переломом основания черепа доставлена в больницу и до сих пор находится там. Другое совершено чуть раньше, на перекрестке у хлебозавода: несущаяся на большой скорости по основной дороге “Волга” протаранила выехавший из предприятия “Москвич”-каблучок. Буханки и батоны разлетелись в разные стороны, машину пекарей исковеркало до неузнаваемости, к счастью, водитель и ехавшая с ним работница хлебозавода пострадали незначительно. А объединяют эти два ДТП... светофоры, сломавшийся в первом случае и отключенный во втором.
В городе “трехглазые” приборы отключены еще на двух перекрестках - около АТП-6 (в феврале тоже совершен наезд на пешехода) и по ул. 10-й пятилетки - Пионерской, где садоводы-огородники все лето маневрировали между мощным потоком машин, следующих по трассе республиканского значения, и транспортом, сворачивающим к гаражам, пивзаводу, к больнице, роддому. Остальные светофоры действуют, но ломаются частенько и практически повсеместно. Объяснить, в чем дело, попросила главного энергетика унитарного предприятия “Чувашгостранссигнал” Н.ФИЛИППОВА.
- В Новочебоксарске 17 светофоров. Посмотрите годы их установки: 78-й, 85-й, 88-й, 89-й... Есть, конечно, действующие с 2002 года (Винокурова - Первомайская), с 95-го (Советская - Солнечная), с 94-го (10-й пятилетки - Строителей). Но с учетом того, что срок службы прибора около 10 лет, в основном наблюдается стопроцентный их износ. Если сравнить с человеком, в 60 лет выходящим на пенсию, то на перекрестках у нас “трудятся” 80-100-летние старички. Мы их ремонтируем, однако гарантии, что любой из них в какой-то момент не откажет, никто не даст.
- В ГИБДД приводят факты, когда и светофор есть, и “зебра” нанесена, и ограждения на дороге имеются, а аварии все равно происходят. Так ли уж важен автоматический постовой?
- Светофор именно там и устанавливается, где часты ДТП. Без него на дороге было бы еще хуже. Зимнее отключение светофорных объектов это подтвердило.
- Почему отключали?
- Город, дирекция единого заказчика задолжали за эксплуатацию светофоров, дорожных знаков 168 тыс. рублей. Наше предприятие переведено на хозрасчет, поэтому вынуждено было выбивать деньги, что называется, выкручивая руки. Кстати, по европейским стандартам город должен бы выделять на технические средства регулирования дорожным движением в год по 18-20 рублей на каждого жителя, не платят и требуемых 25 процентов от этой суммы. Из-за отсутствия средств по решению комиссии по безопасности дорожного движения три светофора (там, где, по данным ГИБДД, менее интенсивное движение) так и не были включены. Сейчас хлебозавод просит подключить около своего предприятия, так как за восемь месяцев здесь произошли уже две аварии. С таким же предложением выходит и АТП-6. Но денег нет. По состоянию на 1 октября за обслуживание действующих город нам должен 41 тыс. рублей.
- Часто не работают светофоры на перекрестке ул. 10-й пятилетки и пр. Ельниковского.
- Там необходимы дополнительная стойка и замена кабеля, требуются 7 тыс. рублей. Кабель ведь тоже ветшает, изоляция портится, происходит замыкание, предохранитель в контроллере светофора сгорает - прибор выходит из строя. На II квартал запланированы были работы по замене кабеля не только на этом перекрестке, но из-за отсутствия финансирования они не выполнены. Все упирается в деньги: и капремонт светофоров (10 перекрестков сегодня можно оставить без приборов, так как гарантировать их нормальную работу невозможно), и установка новых, и нанесение нормальной разметки, и замена дорожных знаков. У последних срок службы всего 2 года, 50 процентов их в Новочебоксарске выработало свой ресурс, не соответствует ГОСТу: едва различимы надписи, теряется светоотражающий эффект.
- Картину нарисовали не радужную. Выход какой?
- Искать деньги - мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения по закону обязан финансировать город. До сих пор статьи таких расходов в бюджете не было, “Чувашгостранссигнал” вышел с предложением внести их отдельной строкой, появилась надежда, что положение изменится.
- В других городах Чувашии как обстоит дело?
- В Канаше из 12 светофорных объектов действуют 3 (тоже по причине отсутствия денег), но в Шумерле работают все светофоры.
В минувшее воскресенье к вечеру пошел дождь, и в понедельник с утра отключился светофор на перекрестке ул. 10-й пятилетки и
пр. Ельниковского. Дети, вернувшись из школы, жаловались, что долго не могли перейти дорогу - поток транспорта в последнее время здесь нескончаем, и ничто не в силах без светофора его остановить.
Н.Филиппов назвал стоимость содержания одного светофорного объекта в месяц - 3039 руб., установки новых современных светофоров (как правило, восьми на перекрестке) - 350-400 тыс. руб., замены знака - 1292 руб. Деньги большие (тарифы согласованы с Минстроем республики), но жизнь и здоровье даже одного человека все-таки дороже...