Компьютеры есть. Не хватает преподавателей...
“Кадры решают все” - данная фраза не потеряла актуальности и спустя десятилетия после того, как была произнесена впервые. На городской августовской конференции педагогов во всеуслышанье было заявлено, что в школах не хватает учителей информатики, физкультуры. Мы решили разобраться, насколько серьезна эта проблема, можно ли ее решить, что необходимо сделать.
О том, сколько именно вакансий в городских школах, точно не знают пока даже в управлении образования. Обзвонив несколько учебных заведений, мы выяснили, что больше всего не хватает учителей информатики. В школе № 10, например, уже пять лет предмет не преподают на должном уровне. На днях уволился педагог в гимназии № 11.
В чем же причина? Казалось бы, в учреждения образования пришла современная техника, о которой можно только мечтать. Дело в зарплате. К примеру, ставка (18 часов в неделю) преподавателя с двухлетним стажем работы составляет 1116 рублей. Молодому специалисту в области информтехнологий на любом заводе предложат месячную плату раза в четыре больше. Вот и остаются учащиеся школ с носом. О ликвидации компьютерной безграмотности учителей русского языка, математики, физики, химии и других предметов при таком положении дел и мечтать не приходится. Заместитель начальника управления образования А.Осокин надеется, что после октябрьского повышения зарплаты бюджетникам ситуация ненамного, но улучшится.
В недалеком будущем в учебных заведениях планируется преподавать иностранные языки и информатику со 2 класса. Потребуются специалисты, владеющие методикой. Но... школы ощущают нехватку учеников 1-3 классов. Педагоги оказываются невостребованными. А что, если “лишним” учителям начального звена переквалифицироваться в “дефицитных” преподавателей информатики, иняза, психологов? В Республиканском институте образования таких специалистов готовят. Стоит “процедура” превращения примерно 7 тысяч рублей. В других местах возьмут раза в три больше. Однако даже такие деньги обычной учительнице найти весьма затруднительно. Управление образования также не в состоянии оплатить учебу.
Проблема с нехваткой учителей физкультуры стоит не так остро. В некоторых школах ее решили своеобразно: уроки в 1-3 классах ведут сами педагоги начального звена. У них, мол, и подготовка соответствующая имеется. К последнему утверждению отношусь несколько скептически. Наблюдал недавно, как на стадионе одной из школ выстроились малыши в спортивной форме. Напротив них - молодая женщина в деловом костюме, на высоких каблуках и с красивой прической... проводила зарядку. Зрелище, честно говоря, комическое. Теперь прикиньте, сколько среди учителей начальных классов пожилых, страдающих различными хроническими болезнями, наконец, просто “неспортивных” людей. Могут ли они качественно обучить ребят различным спортивным навыкам? Вот и приходят в пятый класс (когда занятия начинает вести специалист) неумехи, из которых даже не соберешь команду для участия в городских соревнованиях.
По словам директора школы № 3 А.Антонова, в классах, где урок ведут учителя начального звена, физическая культура учащихся подменяется только игровой деятельностью. Физкультуру, получается, преподают в усеченном варианте. Неспециалист не может обучить качественно. Лучший выход - пригласить вести занятия тренера ДЮСШ. Как, например, сделали в школе № 10.
В сущности, нехватка учителей в школах - вопрос исключительно финансовый, и пока педагог не будет получать достойную плату за свой труд, мы будем иметь то, что имеем.