город Новочебоксарск Чувашской Республики

ИТОГИ социально-экономического развития г. Новочебоксарска за 2002 год

По итогам 2002 года темп роста объема промышленной продукции в дейст-вующих ценах составил 109,9 процента к 2001 году (для сравнения: по республике этот показатель зафиксирован на уровне 119,7 процента), в сопоставимых ценах – 98,4 процента (по республике 105,2 процента). Объем подрядных работ, выполненных крупными и средними организациями по договорам строительного подряда собствен-ными силами в январе-декабре 2002 года составил 215,2 млн. рублей, или 78,2 процента от уровня прошлого года в сопоставимых ценах. Рост на 30,5 процента достигнут в лег-кой и пищевой промышленности, также он обеспечен в производстве строительных ма-териалов. В разрезе продукции: производство строительного кирпича увеличилось на 8,1 процента, сборного железобетона – на 17,1 процента, пряжи – на 27,9 процента, трикотажных изделий – на 23,8 процента, пива – в 8,2 раза, макаронных изделий – на 36,2 процента. Возросли также объемы выпуска швейных изделий, дверных и оконных блоков, мебели. Доля промышленности города в валовом республиканском выпуске составила 17,1 процента. Финансовые показатели. Сальдированный финансовый результат деятель-ности крупных и средних промышленных предприятий в 2002 году – убыток в сумме 194,4 млн. рублей. Доля убыточных предприятий в общей численности – 26,2 процента (сумма убытка – 303,7 млн. рублей). Причины снижения рентабельности известны: объективный рост опережающими темпами от цен реализации издержек производства, связанный, прежде всего, с ростом цен и тарифов в отраслях естественных монополий, глава 25 Налогового кодекса, позволяющая относить на себестоимость все экономиче-ски обоснованные расходы. Но присутствуют и субъективные факторы: неумелый ме-неджмент, отсутствие мотивации к снижению затрат, опережающий производитель-ность труда рост заработной платы. Другой финансовый показатель – инвестиции в основной капитал. Их объем в 2002 году за счет всех источников финансирования составил 411 млн. рублей или 102 процента к уровню 2001 года. Факторами, сдерживающими инвестиционную ак-тивность, остаются высокий уровень инфляции, низкая по скорости окупаемости эф-фективность капитальных вложений, тяжелое финансовое положение многих предпри-ятий города, низкий платежеспособный спрос. Ситуация с выплатой заработной платы в реальном секторе экономики также оставляет желать лучшего. Задолженность по зарплате за год возросла на 2,5 млн. рублей и составила 18,2 млн. рублей, по времени это 1,7 месяца. Заработная плата – источник потребительского спроса. За 2002 год она выросла на 30 процентов в основном за счет бюджетной сферы (как ни прискорбно, но это - са-мый низкий показатель в республике). И результат - розничный товарооборот за 2002 год снизился по сравнению с 2001 годом почти на 11 процентов и составил 469,3 млн. рублей. Объем платных услуг населению немного вырос – на 3,8 процента и составил 270,8 млн. рублей. Оборот общественного питания составил 93,3 млн. рублей, или 94,5 процента к 2001 году в сопоставимых ценах. Что касается торговли, здесь еще есть причина. Покупатель сегодня вышел на качественно новый уровень, предъявляя требования к товару, обслуживанию, месту торговли. Уже меньше желающих приобрести продукты питания на улице, да и не только продукты питания. Не понимая этого, торговля теряет оборот и прибыль. А город теряет налогооблагае-мую базу. По ситуации с торговлей на улице, администрацией города предпринимают-ся и дальше будут предприниматься самые жесткие меры. И вообще, по принятии кон-цепции организации торговли в г. Новочебоксарске, будут поставлены вполне конкрет-ные задачи по приведению места торговли в соответствие требованиям современного города. Поэтому уже сейчас надо включать свою предпринимательскую активность. Последний – просто не выдержит конкуренции. Но малый бизнес – это не только торговля. Предпринимательский потенциал доказал свою состоятельность во всех сферах деятельности: в производстве, общест-венном питании, оказании разного рода услуг. Это колоссальный резерв экономическо-го роста, который мы еще используем не в полной мере. Именно предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует ускоренный оборот ресурсов, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, применяет самые современные технологии при минимальных издержках. В Чувашской Республике сегодня созданы все необходимые предпосылки для развития малого бизнеса. Президентом республики подписан соответствующий Указ, который предусматривает такие эффективные меры поддержки, как субсидирование части процентной ставки по кредитам коммерческих банков и операциям лизинга; меры по преодолению административных барьеров – принцип «одного окна»; максимальный доступ к информации по имуществу, которое может быть передано в пользование предпринимателю. Кроме того, предложена схема взаимодействия крупного бизнеса и субъектов малого предпринимательства, которая предусматривает кооперацию и разделение труда в совместном производстве и выпол-нении государственных заказов. Предусмотрена большая обучающая программа по подготовке предпринимательских кадров. Казалось бы, что еще надо? А на конкурс ин-вестиционных проектов для субсидирования процентных ставок в 2002 году ни один новочебоксарский предприниматель не подал заявки. Вот на сегодня еще задача для усиленной проработки администрацией города. По состоянию на 1 января 2003 года в нашем городе зарегистрировано 441 ма-лое предприятие, более 65 процентов которых сконцентрировано в сфере потреби-тельского рынка. Численность работающих на малых предприятиях превышает 8 тысяч человек. Индивидуальных предпринимателей зарегистрировано 6730 человек. В отчет-ном году 135 малых предприятий реализовало товаров, работ и услуг на сумму около 450 млн. рублей, что на 22 процента больше, чем в 2001 году. Общий товарооборот ма-лых предприятий и индивидуальных предпринимателей составил 344,5 млн. рублей. 27 малых предприятий города, занимающихся промышленным производством, произ-вели в 2002 году продукции на сумму 72 млн. рублей, 18 строительных организаций выполнили подрядные работы на сумму 20 млн. рублей. От малого бизнеса в бюджет поступило налогов более 20 млн. рублей. Малый бизнес решает также проблему занятости. Уровень безработицы на 1 января 2003 года в Новочебоксарске снизился по сравнению с 2001 годом и составил 2,8 процента. Численность зарегистрированных безработных составила 2296 человек, а сколько не зарегистрированных. А сколько среди них экономически активных, или не-активных? Интересная работа на высоком профессиональном уровне. Синонимы этому – благополучие, достаток, здоровье физическое и духовное. Не случайно 2003 год про-возглашен в республике годом семьи. Все приведенное выше в совокупности – основа семейного института. Будет работа, будут средства, будет жилье, благополучная семья, дети. И все это сегодня зависит от нас самих. Тем более государство помогает. За 2002 год в г. Новочебоксарске введено 19,4 тыс. кв. метров общей площади жилья или в квартирах 274, это на 2,8 процента больше, чем в 2001 году. Все обозначенные выше проблемы не могли не сказаться на демографической ситуации. И хотя по итогам года зафиксирован естественный прирост в 8 человек (ро-дилось 1245 человек, умерло 1237 человек), но в 2001 году прирост составлял 42 чело-века. Вот такие социально-экономические показатели характеризуют 2002 год. Одна очень важная и больная тема осталась неосвещенной: жилищно-коммунальное хозяй-ство и предприятия, обеспечивающие его функционирование. Только один финансо-вый показатель этой сферы нашего города: 73 процента затрат этих предприятий – это затраты на приобретение теплоэлектроэнергии, воды, газа. Это при том, что нашими предприятиями применяются энергосберегающие технологии. Плюс зарплата, плюс налоги, еще нужно поддерживать свое хозяйство в надлежащем состоянии, а также на-до развиваться. Усилия наших коммунальщиков оценены по достоинству не только на республиканском, но и федеральном уровне. Какие сегодня перед системой ЖКХ стоят задачи, какие проблемы расскажет Козлов Геннадий Александрович руководитель Ди-рекции единого заказчика. Об исполнении бюджета города. В процессе функционирования экономики и социальной сферы значение бюджета трудно переоценить. Доходы – индикатор эконо-мики, расходы – источник социальных гарантий. Исполнение бюджета г. Новочебоксарска в 2002 году осуществлялось в русле качественно новой бюджетной политики, проводимой на республиканском уровне, и выработанной в ходе реформиро-вания управления общественными финансами. Направления бюджетной политики на очередной финансовый год даются Президентом Чувашской Республики, исходя от достигнутых к новым, более сложным, задачам. Местный бюджет – это не средство платежа произведенных расходов, как ду-мают некоторые, а такая форма образования и расходования фонда денежных средств, которая предназначена для финансового обеспечения задач и функций местного само-управления. Сегодня бюджет как никогда отражает эффективность деятельности пуб-личной власти, которая должна знать, как использовать бюджетные ресурсы для наибо-лее устойчивого развития территории. Бюджет г. Новочебоксарска в 2002 году исполнен по доходам в объеме 503 290 тыс. рублей, или на 100,6 процента к уточненному плановому назначению, с увеличением против 2001 года почти в 1,2 раза. Бюджетная обеспеченность одного жи-теля города превысила 4 тыс. рублей против 3,5 тыс. рублей в 2001 году. Собственные доходы бюджета г. Новочебоксарска составили 294 034 тыс. рублей или 142,3 процента к аналогичному показателю 2001 года, в том числе налоговых доходов поступило 265 936 тыс. рублей (147,1 процента), неналого-вых – 12 729 тыс. рублей (126,3 процента), доходы целевых бюджетных фондов – 15 369 тыс. рублей (97,2 процента). В структуре собственных доходов бюджета г. Новочебоксарска на налоговые доходы приходится 90,4 процента, неналоговые – 4,3 процента, доходы целевых бюд-жетных фондов – 5,2 процента. В налоговых доходах около 80 процентов занимают налог на имущество пред-приятий – 34,9 процента (93 009 тыс. рублей), налог на доходы физических лиц – 29,3 процента (77 848 тыс. рублей) и земельный налог – 13,7 процента (36 347 тыс. рублей). Другими структурообразующими источниками налоговых дохо-дов бюджета города являются налог с продаж (7,6 процента), налоги на совокупный доход (это малый бизнес) (7,5 процента) и налог на прибыль организаций (3,2 процента). Опережающими темпами в отчетном году по сравнению с предыдущим перио-дом в бюджет г. Новочебоксарска поступали налоги на совокупный доход, налог на имущество предприятий, земельный налог и налог на доходы физических лиц. Рост налогов на совокупный доход связан с переходом значительной части предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю в стационарной сети, на уп-лату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Зе-мельных платежей – в связи с повышением в 2 раза налоговых ставок. Основной при-чиной увеличения налога на доходы физических лиц, к сожалению, является не рост реальной заработной платы, а вывод ее из тени в связи с либерализацией условий взи-мания налога, введения регрессивной шкалы налогообложения единым социальным налогом, а также началом пенсионной реформы, вовлекающей работников в систему пенсионного страхования. Поступление налога на имущество предприятий в сумме в 1,8 раза большей, чем в 2001 году – это результат переоценки основных фондов ОАО «Чувашэнерго», расположенных на территории города. Особо тревожное положение с налогом на прибыль организаций. Если в 2001 году его поступление в бюджет города было 26 399 тыс. рублей, то в 2002 году – уже 8 544 тыс. рублей. Понятно, что введение 25 главы Налогового кодекса позволяет предприятиям относить на расходы все необходимые экономически обоснованные за-траты. Но тогда где эти затраты? Наверное, они должны выражаться в росте реальной заработной платы, в увеличении физических объемов производства, т.е. идти на разви-тие. Но в результате и прибыли нет, и экономические показатели деятельности пред-приятий ухудшаются. В целях обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджетную систему Инспекцией Министерства Российской Федерации по нало-гам и сборам по г. Новочебоксарску велась целенаправленная работа с налогопла-тельщиками по сокращению недоимки в бюджеты всех уровней, как с применением комплекса мер принудительного взыскания, так и реструктуризации имеющейся за-долженности. В результате за отчетный год недоимка наших предприятий по налого-вым платежам в бюджеты всех уровней уменьшилась на 7 357,7 тыс. рублей (почти на 40 процентов) и составила 11 592,5 тыс. рублей. В бюджет города недоимка снижена на 588,3 тыс. рублей (или на 17 процентов) и на 1 января 2003 года составила 2 960 тыс. рублей. Это позитивная динамика. И не хотелось бы ее нарушать в текущем году. Здесь должны быть не только усилия налоговиков. Налогоплательщикам, вошед-шим в процесс реструктуризации надо четко осознавать, что больше никаких послаб-лений от государства не будет. Дальше – только процедуры банкротства. Нужно (а в настоящее время в вашем распоряжении широкий спектр финансовых источников) прилагать всё, чтобы этого не произошло. Имидж добросовестного налогоплательщика сегодня – это основа развития бизнеса, это новые партнеры, инвестиции, наконец, воз-можность ведения разговора с властью на равных. А механизм такого общения есть. В 2002 году подписаны трехсторонние Согла-шения об информационном взаимодействии между Кабинетом Министров Чувашской Республики, администрацией г. Новочебоксарска Чувашской Республики и 17 пред-приятиями и организациями города. Это те, кто платит налоги: ОАО «Химпром» (сразу предвижу вопрос начисления – это другой вопрос), ОАО «Гэсстрой», ОАО «Новоче-боксарский завод строительных материалов», ОАО «Железобетон», ОАО «Стройтрест № 4», ОАО «Фабрика «Пике», ОАО «Новочебоксарская фабрика «Россиянка», ЗАО «Булгар-Хмель», Новочебоксарское муниципальное унитарное предприятие трол-лейбусного транспорта, муниципальные предприятия ЖКХ и другие. Работа нашей налоговой инспекции в 2002 году отмечена на республиканском уровне присуждением 1 места по итогам экономического соревнования среди инспек-ций по районам и городам. Станислав Моисович Федоров – руководитель Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новочебоксарску рас-скажет сам о проделанной работе более подробно. Республиканский бюджет Чувашской Республики выполнил все взятые на себя в 2002 году обязательства по оказанию финансовой помощи бюджету г. Новочебоксарска. Всего финансовая помощь перечислена в сумме 209 256 тыс. рублей, в том числе трансферт на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности составил 75 450 тыс. рублей, из Фонда субвенций и субси-дий получено 132 935 тыс. рублей. Это позволило без задержек и в полном объеме профинансировать не только отпускную кампанию работников бюджетных учрежде-ний, но и провести ряд мероприятий по подготовке объектов ЖКХ и социальной сферы к эксплуатации в осенне-зимний период. Бюджет г.Новочебоксарска за 2002 год по расходной части исполнен на 504 588 тыс. рублей, или на 96,2 процента к уточненным годовым плановым назначе-ниям. Все, что удалось собрать в бюджет в 2002 году, в основном направлялось на со-держание учреждений социально-культурной сферы (это более 61 процента к общей сумме расходов) и на поддержание стабильной работы жилищно-коммунального хо-зяйства (33 процента). Всего за 2002 год социальные расходы составили 308 924 тыс. рублей, из них: по разделу «Образование» – 158 487 тыс. рублей; по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» – 86 057 тыс. рублей; по разделу «Социальная политика» – 59 581 тыс. рублей. На финансирование жилищно-коммунального хозяйства направлено 166 524 тыс. рублей. Активно шла работа по ликвидации кредиторской задолженности за теплоэнергоресурсы. За год ее удалось снизить на 30 696 тыс. рублей. Правительст-вом Чувашской Республики здесь была оказана дополнительная поддержка бюджету города на погашение долгов в сумме 7 998 тыс. рублей. Осуществлялось финансирование работ по развитию общественной инфра-структуры: по газификации, строительству социального жилья, ремонту дорог. Проведена организационная и методологическая работа по установлению с 1 ян-варя 2002 года системы казначейского исполнения бюджета, что предполагает пол-ный контроль расходования. За 2002 год 95,5 процента закупок в счет муниципальных нужд осуществлено через тендер. Таковы основные итоги социально-экономического развития города за 2002 год. В текущем году и в ближайшей перспективе перед нами стоят очень важные и большие задачи. Проинвентаризировать имущество и землю, организовать потребительский ры-нок, продолжить реформу ЖКХ и многое-многое другое. Но цель всех этих задач одна – активизация экономики для обеспечения достойной жизни горожан.


15 апреля 2003
00:00
Поделиться
;