Ассортимент не богат - жвачка, пиво, шоколад
В Новочебоксарске 121 киоск. В декабре-январе по поручению главы самоуправления В.Андреева представители управлений экономического развития и торговли, архитектуры и градостроительства, комитета по земельным ресурсам и землеустройству прошлись по точкам мелкой розницы с проверкой.
Картина представилась удивительная. Начиная с 1998 года до сегодняшнего дня городские киоски работали без продления договоров аренды земли, у некоторых срок аренды места для торговли истек в 1996 году. Торговые точки существовали, хотя по документам их быть бы не должно. А раз не должно, о каких проблемах мелкой розницы можно вести речь? Этих проблем и не замечали.
И владельцы киосков, чувствуя себя “в подвешенном состоянии”, мало заботились о развитии и совершенствовании своего бизнеса. В то время, когда магазины подтягивались до цивилизованного уровня, обновляя по-современному витрины, появлялись новые торговые предприятия с интересным оформлением, в мелкой рознице было все по-прежнему. В лучшем случае, коробки киосков обшивали евровагонкой, которая не выдерживает ни наших климатических условий, ни варварского обращения покупателей. Стоят они сейчас на центральных улицах, однотипные, не очень приглядные (о тех, что во дворах, можно сказать - страшные) и формируют облик Новочебоксарска. Ассортимент не богат, везде одно и то же: жвачка, сигареты, пиво, шоколад.
“Не скажу, что все киоски представляют санитарную опасность, - делилась выводами после проверки начальник управления экономического развития и торговли горадминистрации А.Обухова. - Положение хуже в тех палатках, которые позволило развернуть на перроне автостанции ОАО “АвтоВАС”. Не имея права на разрешение торговли, не согласовав вопрос с ЦГСЭН, администрацией города, акционерное общество проявило самодеятельность - сдает в аренду площади за немалые деньги. Буквально из-под колес автобусов продают там муку, макароны, горячие пирожки.
С киосками ситуация другая. Здесь не столько антисанитария, сколько несоответствие современным требованиям архитектуры. Пробуем навести порядок. Одновременно напоминаем предпринимателям об их вкладе в воспитание молодежи. Все-таки не должны рядом со школами находиться киоски, которые торгуют табаком и пивом”.
Сейчас идут беседы с владельцами киосков. Многие из них претендуют на закрепленные земли и в дальнейшем. Администрация намерена протянуть предпринимателям руку для долгосрочного сотрудничества. Но с условием, что в сфере мелкой розницы будет наведен порядок.
Имеющим киоски около школ и детских садов предлагают сменить или ассортимент (перейти, допустим, на канцтовары, игрушки), или место “дислокации”, согласовав проект в управлении архитектуры и градостроительства. Обговаривают вопросы по архитектурному оформлению и целесообразности расположения и с руководителями киосков, группирующихся около магазинов № 26, 30, “Турист”, “Глория”, “Восход”, “Радуга”, “Каблучок”, а также целого ряда таких торговых точек, растянувшихся от “Нарспи” до автостанции. Они должны быть оформлены как расположенный рядом магазин, составляя единый ансамбль. Тем, кто решил сменить место расположения киоска, предлагают подумать о благоустройстве остановок, строить остановочные павильоны в комплексе с собственной точкой торговли.
Не исключено, что договоры аренды земли с кем-то не подпишут. Убрать придется бесхозные киоски, бездействующие и, конечно же, уродующие город. Отдельное решение предстоит принять по поводу пивных павильонов. В городе реализацией пива в киосках занимаются два предпринимателя. Один уже внес конкретные предложения по улучшению организации торговли. Другой так и не объявился. Какие последуют меры, понятно - продажа пива в таком виде, в каком сейчас, осуществляться не может.
“С теми, у кого нет замечаний, - объясняла А.Обухова, - заключим договоры аренды в феврале. В марте - с теми, кто должен показать проекты реконструкции, утвердить ассортиментный перечень. Затягивать вопрос не стоит. Горожане должны быть уверены, что в киосках не наткнутся ни на какие сюрпризы, особенно летом.
Одновременно с решением этого вопроса (в марте) будут пересмотрены правила мелкорозничной торговли в городе, принятые в 1997 году, с учетом новых требований. Параллельно начнем заниматься проблемами сезонной торговли. Продажа овощей, цветов, кваса, мороженого - здесь тоже должно быть все регламентировано. Чтобы и предприниматель был спокоен, зная, что в таком-то месте и так-то может торговать. И порядок установился бы в городе. Может, это станет первым шагом к тому, чтобы прекратить торговлю с земли”.