Оплачивая завозной товар, обогащаем не себя - других
Председатель Кабинета Министров ЧР Н.Партасова поручила министерствам экономического развития и торговли, сельского хозяйства ЧР проанализировать, как реализуется в торговой сети республики продукция местного производства и сколько завозимой. Был обследован ряд магазинов Чебоксар, Новочебоксарска и Канаша. Какова ситуация в нашем городе, выяснили на примере восьми муниципальных магазинов. Директора одного из них, а также руководителей управления экономического развития и торговли горадминистрации и отдела торговли и потребительского рынка Минэкономразвития ЧР, наш корреспондент попросила поделиться выводами.
Т.АКСЕНОВА, директор магазина “Восход”:
- Проблемы - в поставках продукции местных предприятий, ее качестве, ассортименте, ценах. Чебоксарский мясокомбинат вроде отлично работает, поэтому до 80 процентов колбасных изделий в нашем магазине его. Но, как ни просим, не дают полуфабрикаты, редко - ливерную колбасу. Завозим из Йошкар-Олы. Там очень большой выбор котлет, вареников, голубцов - нашим бы такой ассортимент! Однако вынуждены и условие марийцев принимать: вместе с полуфабрикатами брать в нагрузку колбасу.
В весенне-летний период не достучаться до маслосырбазы, приходится искать поставщиков на стороне. Гормолзавод принимает заявки за 3 дня вперед, например, со вторника на пятницу. Но трудно все предусмотреть, и иногда возникают перебои. У “Ситро” продукция дорогая - идет хуже. А торты спрашивают марийские со взбитыми сливками, так как у нас в основном делают по старинке, бисквитно-кремовые, да и ассортимент бедноват, ничего нового.
Очень большие проблемы с грибами, овощами. “Агарикус”, агрофирма “Ольдеевская” находятся в нашем городе. Каждый день отправляем туда машины, людей, но возвращаются ни с чем. Не поверите, их продукцию заказываем в Чебоксарах, у оптовиков, естественно, дороже.
А.ОБУХОВА, руководитель управления экономического развития и торговли горадминистрации:
- Мы проанализировали ситуацию в магазинах, имеющих традиционные связи с поставщиками, по 24 основным видам продовольственных товаров. По мясу, птице, молоку, безалкогольным напиткам, макаронам преобладает продукция местных производителей. Хлеб практически на 100 процентов наш. Завозимая продукция присутствует среди колбасных изделий. Из кондитерских 90 наименований местные, 160 поступили из других регионов. Завозят масло животное, сыры. Для покупателей это, наверное, не новость, так как часто именно покупательский спрос определяет поставщиков.
Какие проблемы? Во-первых, разрушена республиканская оптовая торговля, необходимо ее восстанавливать. Во-вторых, еще низко качество производимой у нас продукции. По твердым сырам, например, очень много нареканий. Многие крупные товаропроизводители в стремлении завоевать позиции на российском рынке потеряли свое место на республиканском, которое тут же заняли предприниматели Татарстана, Марий Эл, Нижегородской области. А такие предприятия, как Чебоксарский мясокомбинат, фирмы “Агарикус” и “Ольдеевская”, похоже, вообще не заинтересованы в реализации товара на местном рынке, отдавая предпочтение крупным оптовикам.
Недостаточное внимание в республике уделяется разработке новой тары. Местные товаропроизводители неохотно идут на систему скидок, не развивают транспортное обслуживание магазинов. До сих пор действует жесткая форма предоставления товара по предоплате.
Выявилась и такая проблема: если в республике добились того, что чуть ли не в каждом районе есть цеха по производству колбасных изделий, то консервированием плодоовощной продукции, похоже, не занимается никто. Где соки, консервированные огурцы, помидоры, салаты, детское питание? Есть серьезные проблемы и с сезонной поставкой сельхозпродукции. Цепочку “поле - магазин - покупатель” надо восстанавливать.
С.ЕФИМОВА, начальник отдела торговли и потребительского рынка Министерства экономического развития и торговли ЧР:
- Доля реализуемой продукции местных товаропроизводителей в Чебоксарах составляет 17 процентов, в Новочебоксарске - 50, в Канаше - 40. Изучив мнение руководителей предприятий торговли, выяснили следующее. Среди основных проблем, во-первых, нестабильное финансовое положение ряда местных товаропроизводителей, частая смена учредителей. Во-вторых, отмечена невнятная маркетинговая политика, то есть отсутствие квалифицированных менеджеров, удобной системы заявок, рекламной поддержки. Если и имеются буклеты, плакаты, стенды, то рекламирующие завозную продукцию. Дело доходит до курьезов: в “Саянах” ОАО “Ситро” выставило рекламный стенд и потребовало деньги с магазина. За предоставленную рекламу?
Упоминают продавцы и о низком качестве местной продукции в сравнении с завозимой. Об отсутствии централизованного завоза, какой был раньше. О плохой работе оптового звена по сельскохозяйственной продукции, особенно в период заготовок. Магазины вынуждены работать не столько с овощными базами, сколько с частниками, которые не могут гарантировать постоянные поставки.
Вообще не поставляются в магазины, особенно маленькие, куриные яйца. Торговые предприятия вынуждены покупать их на рынке, чтобы потом выставить на свой прилавок. “Чувашский бройлер” тоже не реагирует на заявки небольших предприятий торговли, и те вынуждены торговать американскими окорочками, бразильскими курами. Это предприятие, как и Вурнарский мясокомбинат, в первую очередь отпускает свою продукцию на рынок, где оптовики расплачиваются “наличкой” в отличие от магазинов, которые могут рассчитаться только через свой расчетный счет.
Завышенные требования к нашим предприятиям торговли предъявляет Чебоксарский гормолзавод. У него минимальный объем отпускаемой продукции - 120 кг. Небольшому магазину столько не нужно, он приобретает ее у посредника-предпринимателя с надбавкой 7 процентов и, естественно, продает дороже.
Очень часто наши товаропроизводители нарушают свои обязательства как по срокам, ассортименту, так и по качеству. Например, заказан один ассортимент - поступает половина, и то другого и не лучшего качества. Бывают случаи, когда в коробку свежих добавляют конфеты с истекшим сроком годности, в коробке с печеньем очень часто много раскрошенного.
Думаю, необходимо собраться представителям заинтересованных министерств, торговли, товаропроизводителей и найти пути решения существующих проблем. С тем, чтобы доходы от деятельности и торговых предприятий, и товаропроизводителей поступали в бюджет Чувашии. А пока, завозя товары из других регионов, отдаем туда свои деньги и делаем, по сути, богаче других.