Троллейбусом на дачу?
“Грани” продолжают знакомить читателей с работой муниципальных предприятий, то есть таких, чье имущество, оставаясь в собственности города, доверено в управление коллективу “для обеспечения нужд горожан”, а часть прибыли перечисляется в местный бюджет. Сегодня мы расскажем о деятельности НМУП троллейбусного транспорта.
В ноябре исполнится 24 года, как на улицах Новочебоксарска появились первые троллейбусы. Сегодня троллейбусный парк насчитывает 60 действующих машин. В 2002 году за счет собственных средств и банковской ссуды приобретены четыре “рогача”. Два из них полностью укомплектованы, и два - без ходовой части.
В 2002 году перевезены 42364 тысячи пассажиров, при этом троллейбусы прошли 4075 тысяч километров. На этом длинном и нелегком пути они износили 250 покрышек (целый вагон), “сожгли” 8779 тысяч кВт.ч электроэнергии (примерно на 6 млн. рублей). Расходы предприятия составили 43,4 миллиона, а доходы лишь 35,8 млн. рублей, убытки - 7,6 миллиона. Их покрыли за счет дотаций из городского бюджета (2,8 млн.) и возместили за проезд льготников (4,8 млн.).
Убыточность объясняется чрезвычайно обширным списком тех, кому позволено ездить в троллейбусе бесплатно. Таких набирается 64 категории, при этом рассчитываться с транспортниками бюджет не спешит. Проведенное прошлым летом обследование пассажиропотока показало, что в салоне троллейбуса едут 32 процента льготников, а возмещают перевозку только за 10 процентов. И если бы все оплачивали свой проезд, то тариф вполне можно было снизить.
Еще одна проблема - “зайцы”, таковых в салоне примерно 7-10 процентов. Проводимый 2-3 раза в неделю массовый контроль позволяет собрать “урожай” - до 120 штрафов в день или около 30 тысяч в год. Но предприятию достаются лишь 5 проц. вырученных средств. Остальное идет на оплату труда контролеров (около 40 проц.), на возмещение расходов, связанных с организацией рейда, и часть - в доход государства (35 проц.).
Троллейбусное предприятие состоит из службы подвижного состава - это водители и ремонтный персонал, отвечающие за эксплуатацию и обслуживание машин; службы движения - диспетчеры, контролеры, кондуктора, следящие за выполнением расписания, загрузкой маршрута, состоянием дорог, сбором выручки. И, наконец, электрохозяйство. На тяговых подстанциях переменный ток преобразуется в постоянный и передается на контактную сеть. Работники этого подразделения обслуживают и ремонтируют контактно-кабельные сети, ведут контроль и учет электроэнергии.
Поскольку данный вид транспорта потребляет много электроэнергии, то рачительное использование ресурсов ведет к значительной экономии средств. Например, правильная регулировка тормозной системы позволяет машине большой участок пути проходить по инерции, накатом, не расходуя электроэнергию. А несвоевременная или некачественная очистка дорог от снега приводит к перерасходу. Опытные водители, умело используя накат, добиваются значительной экономии энергии. Таким образом, в прошлом году на “тягу” затратили на 5 проц. меньше, а это - 150 тысяч рублей.
В 2002 году из-за полного износа списаны (для этого машина должна прослужить не менее 10 лет и пробежать 600 тысяч километров) 3 троллейбуса, а всего с 1979-го - 52. Обычно из строя выходит кузов. На тряских дорогах лопается рама, ломается подвеска тяжелых элементов. В промзоне, где нет ливневой канализации, надолго застаиваются лужи. Брызги попадают на горячий двигатель и вместе с пылью и грязью портят изоляцию. Это может привести к утечкам тока и появлению на корпусе опасного напряжения.
Сегодня стоимость проезда у нас такая же, как в Йошкар-Оле, Казани, Кирове. В Нижнем Новгороде поездка обходится в 4 рубля, в Москве - 6. Пока резких скачков в тарифах на электроэнергию не происходило, цена билета не менялась. Если, как предполагают, с 1 марта тарифы поднимут на 20 проц., придется решать вопрос об увеличении дотаций или стоимости проезда.
Как сообщил активный сторонник скорейшего налаживания троллейбусного сообщения с Чебоксарами директор НМУПТТ В.Петров, после завершения в будущем году строительства транспортной развязки мы еще на шаг приблизимся к заветной мечте новочебоксарцев. Останется обу-строить проезд под ЛЭП-550. Провода провисают в теплую погоду на 1,5 метра ниже допустимого для электротранспорта предела. Для прохода троллейбусов планируется сделать коридоры, заглубленные на 2,5 метра. Но... чтобы наладить регулярное сообщение, необходимо приобрести еще 30 машин, а стоимость каждой сегодня равна 1,5 млн. рублей. n
Внутригородские маршруты предполагается довести до речного порта, когда будет построена дорога. Есть необходимость проложить линию по ул. 10-й пятилетки, но для этого следует расширить проезжую часть. Также есть идея пустить троллейбус по плотине до заволжских дач.