Прорвало трубу. Выезжайте!
В центральной диспетчерской аварийно-технической службы тихо. На часах почти одиннадцать. “Пока ничего серьезного”, - говорит дежурный диспетчер И.Малахова. В восемь вечера ее сменят. Всего работают
4 диспетчера по 12 часов в день. Служба 074 - круглосуточная.
“Вы бы вечером зашли. Такая телефонная трель стоит. Не успеешь трубку положить, звонок”, - вступает в разговор главный инженер МУ “ДЕЗ в ЖКХ” В.Кошкин, который в этот час оказался в диспетчерской. Капает с потолка, течет вода в подъезде, засорена канализация... Да с чем только не обращаются горожане! Под утро, например, в 3.10 поступил звонок от жителей по ул. Воинов-интернационалистов: затопили соседи сверху. Служба среагировала оперативно. Оказалось, жильцов-виновников нет дома.
“И вообще, - вздыхает диспетчер, - 074 - все равно что справочная. И такси пытаются вызвать, и “скорую”, и код какого-нибудь города хотят узнать. Бывает, одинокие звонят. Пожилым надо, чтобы их кто-то выслушал. Но на это уходит время. Авария может случиться в любую минуту. Поэтому мы прерываем такие звонки”.
По словам В.Кошкина, в будни по вызову граждан выезжают специалисты жэков, ответственные за объект. Аварийно-техническая служба, расположенная в МУП “Горжилхоз”, устраняет неполадки в выходные и праздничные дни, а также в тех случаях, когда необходимо оперативное решение. “Недавно поменялось руководство “Горжилхоза”, - заметил В.Кошкин. - Молодой руководитель Ю.Андреев энергично взялся за работу. Заявки выполняются более оперативно, качественно. Нет недопонимания. Диспетчерская и аварийно-техническая служба работают как один отлаженный механизм”.
В аварийно-технической службе, как и в центральной диспетчерской, дежурят круглосуточно. В будни всегда наготове два экипажа, в выходные и праздничные - три. В экипаже обычно слесарь-сантехник, сварщик, электромонтер. Руководит службой П.Патшин. За день у “аварийщиков” бывает 35-40 заявок. В коллективе с ужасом вспоминают минувший месяц, когда количество вызовов увеличилось процентов на тридцать. Всего в декабре обратились в службу 1658 человек. Причина большинства “несчастий” - небывалые холода. У одних возникли проблемы с отоплением, у других - с электроснабжением.
Бывало и так: вызовут жильцы мастеров и жалуются, что в квартире температура всего 14 градусов тепла. Больших трудов стоит объяснить людям, что работники службы лишь устраняют аварии, а за температуру в помещении ответственности не несут. Сложно предсказать ответную реакцию иных жильцов. Так, например, хозяин одной из квартир отказывался выпускать слесаря аварийной службы. Аргументировал так: раз пришел - чини. Доводы мастера (“Ситуация не аварийная, поэтому неполадки должны устранить специалисты жэка”) не убедили подвыпившего мужчину. Его поддержали друзья-собутыльники, также настроенные весьма решительно.
Часты розыгрыши. Их здесь называют ложными заявками. Назовут адрес, приедет мастер, а в действительности окажется, там никого не ждали. Или молодой человек погулял с компанией в Иванове. Наступила ночь, транспорт перестал ходить. А надо домой, в Юраково. Ему не пришло в голову ничего лучше, как набрать 074 и сообщить о том, что прорвало трубу. Или вот недавно избили слесаря. Мастера не только поколотили, но и отняли у него трос.
“Работы и без того невпроворот, а приходится еще с хулиганами разбираться, - замечает П.Патшин. - Специалистов в аварийно-технической не хватает. В штате должно быть 72 человека, у нас - 48. Летом особенно сложно. Многие уезжают на заработки. А зимой - морозы. Хлопот прибавляется”.
Есть у “аварийщиков” претензии к организациям ЖКХ. “Нам часто приходится выполнять не свою работу. Жэки недостаточно укомплектованы. А мы страдаем. Трубы гнилые. Капремонт давно не делали. Стояки засорены, в подвалах воды по колено”, - делятся они.
Мы вызвались выехать с экипажем по заявке. Мастер смены П.Перцев, дежуривший в тот день, развел руками - тихо, как никогда. (К нему поступают все заявки из диспетчерской.) Нам предложили съездить на место, где на днях случилась авария.
Спускаемся в подвал дома № 15 по проезду Энергетиков. Своеобразная экскурсия. “Чисто и сухо, - комментирует один из слесарей. - А бывает, ходишь в подвальном помещении в болотных сапогах. Мошки кругом летают. Иногда сталкиваемся с бомжами. Зимой в подвалах их больше, чем летом. Здесь тепло”. Движемся с помощью фонариков. Благополучно выбираемся. По словам слесаря Н.Васильева, в этом доме прорвало трубу. Пришлось срочно производить сварочные работы.
Начальник аварийно-технической службы П.Патшин похвалил подчиненного. “Работа наша грязная. Трудимся в тяжелых условиях. Оборудование изношенное. Но специалисты у нас хорошие. Все, что в наших силах, делаем”, - заключил он.