Дети подземелий
В редакцию обратился папа ученицы второго класса школы № 13. Его возмутило то, что уроки физкультуры у дочери проходят в подвале, бывшем помещении тира. “В таком “спортзале”, - считает отец девочки, - здоровье не приобретешь, а потеряешь. Почему администрация учебного заведения мирится с подобным положением дел? Не лучше ли, когда позволяет погода, проводить уроки на улице?”
Я решил разобраться в ситуации. Отчасти прояснил ее преподаватель физкультуры одной из школ города (просил не называть фамилию). Он рассказал следующее: “Учебные планы уроков физкультуры во многих школах примерно одинаковые. В сентябре, первой половине октября, в конце апреля и мае (по погоде) у учеников преобладает легкая атлетика под открытым небом. Так же, как и лыжная подготовка в январе-марте. В ненастье перебираемся в зал.
Вот тут-то и начинаются проблемы. В школах от 800 до 1300 учащихся, в среднем по 40 классов. У каждого 2-3 урока физкультуры в неделю. А в нашей школе только один оборудованный спортзал. Он “загружен” с утра до вечера, и все равно происходит наложение уроков. Одновременно физкультура проходит в двух, а то и трех классах. И что, всех ребят “запихнуть” в один спортзал? (В некоторых учебных заведениях так и делают.) Но он, как правило, рассчитан на 30 человек. Если не соблюдать норму, резко повышается риск получить травмы.
Есть и такой выход: одни остаются в зале, другие занимаются в ином месте. Честно говоря, здесь администрации учебных заведений и физкультурники чего только не придумывают. Уроки проходят в школьных рекреациях, актовых залах, подвальных помещениях (бывших тирах), где-то еще.
Следует учитывать и то, что нагрузки у мальчиков и девочек должны различаться. В нашей школе нашли такой выход. В расписании ставят одновременно урок физкультуры у двух классов из одной параллели (например, у
5 “а” и “б”). С мальчиками занимается один педагог, с девочками - другой. Одни идут в спортзал, другие - на улицу. Если погода плохая, в тир. Здесь преподаватель проводит урок ОБЖ. На следующем уроке группы меняются местами”.
Я поговорил и с главным врачом МУЗ “Врачебно-физкультурный диспансер” С.Нестеровой. Врачи диспансера периодически проверяют, в каких условиях проходят уроки физкультуры в школах, после каждой проверки выдают заключения. Впрочем, правом применять какие-либо штрафные санкции диспансер не обладает. Это могут сделать представители ЦГСЭН или специальной лицензионной комиссии при Министерстве образования ЧР. Все городские спортзалы должны пройти лицензирование, разрешение на их эксплуатацию выдает та же комиссия.
Естественно, она никогда не разрешит использовать в качестве школьного спортзала подвальное помещение, не соответствующее требованиям СанПиН. Поэтому директора просто “забывают” указать в бумагах, что кроме официального спортзала в школе есть еще один, “подвальный”. А порой и просто отрицают его существование. Однако шила в мешке не утаишь. Так, в итогах прошлогоднего смотра-конкурса по гигиеническому обучению и физическому воспитанию учащихся отмечено подобное помещение в школе № 9 (“нет проветривания”, “плохое освещение”). Для занятий гимнастикой оно никак не подходит.
По словам С.Нестеровой, польза от занятий на открытом воздухе и в спортзале несравнима. Даже в оборудованном, просторном, хорошо проветриваемом светлом зале с деревянными полами во время урока в организме учащихся возникает так называемый “кислородный долг”. Иначе говоря, нехватка свежего воздуха. Так что уж говорить о душных, затхлых подвалах?
Вместе с врачом спортивной медицины диспансера А.Кожиновой мы отправились в школу № 13. На улице стояла почти безветренная погода, столбик термометра застыл на отметке 9 градусов мороза. По-моему, неплохие условия для занятий на свежем воздухе. Тем не менее стадион образовательного учреждения пустовал. Дождавшись перемены, спросил у младших школьников (второклассники, как выяснилось позднее), вышедших во двор школы: “Ребята, где у вас проходит физкультура?” “В зале”, - ответили они. “А на улице были занятия? Сколько, например, во второй четверти?” - поинтересовался я. “Да, был один урок”, - сказали ребятишки. И это за целый месяц, прошедший с начала четверти (11 ноября)!
Побывали мы и в том самом подвале. Длинное, узкое помещение с бетонным полом. Половина светильников не горит. Система принудительной вентиляции неисправна (“Нужно только электромотор поставить”, - поясняет преподаватель физкультуры А.Бадин). Естественная же вентиляция (две трубы, имеющие выход наружу) не справляется с влажным, затхлым воздухом. Да и обстановка несколько мрачноватая. “Если лицензионная комиссия Министерства образования приедет внезапно и попадет в подобное помещение на урок физкультуры, учреждению образования не миновать крупного штрафа”, - замечает А.Кожинова.
Я попросил прокомментировать ситуацию руководителя учебного заведения. Директор школы № 13 Н.Мясникова ответила примерно следующее: подвальное помещение не приспособлено для физкультуры, находится под замком. Учителя не имеют права проводить там уроки. Если же ведут туда детей - это их инициатива. По словам А.Кожиновой, которая работает на ниве спортивной медицины вот уже 25 лет, так же ответит любой директор, в чьей школе есть подобный “объект”. Все знают, просто предпочитают не замечать. Уроки проводить где-то надо. Хотя выяснить, где проходит физкультура, очень просто: спросите детей. n
P.S. Конечно, с уроками физкультуры в школах много проблем. К этой теме мы обязательно вернемся. Например, с января у школяров начинается лыжная подготовка. По сведениям диспансера, лыжи имеются в шести школах. В остальных, в лучшем случае, такие занятия проводят лишь в 1-5 классах. Дети сами приносят необходимые принадлежности. Хотя именно цикличные виды спорта (к ним относятся и лыжи) считаются наиболее полезными для здоровья. Они вырабатывают выносливость,
укрепляют иммунитет.