Планов громадье...
О том, как будет развиваться Новочебоксарск в ближайшие
18 лет, шла речь на градостроительном совете, который состоялся в минувший четверг. “Грани” уже сообщали, что за разработку генеральных планов городов и районов Чувашии, а также комплексной схемы развития республики, взялись специалисты Санкт-Петербургского института урбанистики.
Современный - значит, комфортный.
Питерские гости - руководитель проекта генплана Новочебоксарска Г.Алиева и главный архитектор Л.Седлуха - представили на градостроительном совете плоды своей работы. По их мнению, Новочебоксарск должен стать настоящим современным промышленным городом. Что это означает? Не только наличие нескольких крупных предприятий. Современный промышленный город - это и комфортная среда проживания, высокий уровень культурно-бытового обслуживания, развитая инфраструктура... Гости отметили, что весьма своевременным для республики стал Указ Президента ЧР Н.Федорова “О развитии общественной инфраструктуры”. Его значение трудно переоценить.
Сам генплан состоит из двух этапов. Первый - то, что будет возведено до 2010 года. Второй - до 2020 года. Планируется, что через 18 лет численность населения достигнет 126 тысяч человек (сейчас 124,5 тысячи). Демографический прогноз, представленный питерцами, по количеству детей в городе - неблагоприятный. По их мнению, к 2020 году количество учащихся школ сократится на 20-30 проц. Лишними в Новочебоксарске окажутся 5 школ. Специалисты института урбанистики предлагают предусмотреть в генплане использование освободившихся зданий по иному назначению.
Западные “врата”
Главный архитектор проекта генплана Л.Седлуха выделил несколько выигрышных моментов: город находится близко к столице республики, имеет большой экономический потенциал, предприятия обеспечены трудовыми ресурсами, в Новочебоксарске высок процент трудоспособного населения.
“Минусами” являются сложная экологическая обстановка, то, что Новочебоксарск - монопрофильный город (развита химическая промышленность), у него ограничены возможности расширения территории. Монопрофильности можно избежать, разместив ряд промышленных предприятий (в промзоне). Жилищное строительство предлагается вести на западной и южной окраинах Новочебоксарска. Дома возводить малой этажности (в 2-4 этажа). Застраивать не микрорайонами, а кварталами. При въезде со стороны Чебоксар, возле стелы, создать своеобразные “врата города”. О том, как они будут выглядеть, гости не упомянули. Сказали лишь, что рядом с ними разместятся дминистративные здания.
Требуется обновить водопровод.
Санкт-петербургские специалисты коснулись различных сторон жизни города. Главное, считают они, добиться улучшения качества жизни. Если говорить о деталях... Общественный центр будет в микрорайоне ЦТДиЮ. Основными транспортными магистралями станут улицы 10-й пятилетки и Советская. Необходимо строительство объездной грузовой автотрассы, выходящей на федеральную дорогу “Вятка”.
Не обошли гости стороной и проблемы. “Первоочередная задача, - считает Л.Седлуха, - замена водопроводных сетей. 76 проц. труб уже сейчас находится в аварийном состоянии”. Требуется решить проблему с очистными сооружениями. Для этого нужно применить новые технологии по обезвоживанию и утилизации накопленного ила. Экологическая ситуация в Чебоксарах и Новочебоксарске улучшится со строительством мусороперерабатывающего завода. Необходимость в его возведении назрела давно.
Железные “птицы” опасны.
Основную техногенную опасность для горожан, по мнению Г.Алиевой, представляет Чебоксарский аэропорт. Специалисты института изучили ситуацию и убедились, что существующие маршруты взлета и посадки самолетов перекрывают всю жилую зону Новочебоксарска. Питерцы предлагают несколько вариантов решения проблемы. Один из них - закрыть аэропорт, создать один аэропорт для нескольких регионов-соседей. Второй вариант - развернуть взлетно-посадочные полосы между Чебоксарами и Новочебоксарском, чтобы железные “птицы” не создавали опасности для горожан. Данный проект потребует значительных затрат. Подобную реконструкцию сейчас проводят в Уфе. У нас, правда, проблема стоит не столь остро. В Чебоксарском аэропорту - три исправных самолета.
Гости затронули еще один “больной” вопрос - санитарная зона вокруг хранилища отходов ОАО “Химпром”. Она должна быть радиусом не менее 3-х километров. На земле, попадающей в санитарную зону, нельзя выращивать сельхозпродукцию. Однако, если меры защиты на объекте усилить благодаря новым технологиям либо снизить опасность самих захороненных отходов, можно будет установить “обычную” санзону радиусом 1 километр.