Природу загрязняют и троллейбусы.
10 января 2002 г. вступил в силу Закон РФ "Об охране окружающей среды". Аналогичная норма права действовала и ранее (закон, принятый в 1992 г.). В чем между ними разница? Какой закон прогрессивнее? Свою точку зрения высказывает директор городского экологического фонда Р.ГАФУ-РОВ.
- Отличия значительные. Этому есть объяснения: за десять с лишним лет в стране существенно изменилась нормативно-правовая база, появилось множество законов об охране окружающей среды - "Об отходах производства и потребления", "Об охране атмосферного воздуха", Водный и Лесной кодексы.
В новом законе конкретизированы разделы, касающиеся сферы правоприменения федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ и местного самоуправления, а также экологического контроля. Наравне с государственным, производственным и общественным контролем предусматривается и муниципальный. Сейчас экологам некоторые предприятия не очень-то охотно открывают двери, а порой они и вовсе закрыты. Годами там не проводят комплексные проверки, например,на "Химпроме" с 1997 года. Бывают случаи ввода в эксплуатацию объектов без положительного заключения экологической экспертизы. Относится это к ЗАО "Булгар-Хмель". Кстати, там до сих пор не действуют очистные сооружения.
На основании предыдущего закона 60 процентов экологических платежей поступали в местные бюджеты, 30 - субъектов Российской Федерации, 10 - в федеральную казну. Теперь в статье 16 записано так: "Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ". А его пока нет. Обратились в Госдуму с просьбой разъяснить новую систему взыскания денег, ведь "экологические" средства играют существенную роль, когда бюджет дефицитный. К слову, в прошлом году по 700 договорам на плату за загрязнение окружающей среды собрано более двух миллионов рублей, не считая платежей "Хим-прома' и биологических очистных сооружений.
- Законодательство устанавливает новые виды негативного воздействия на окружающую среду.
- Это загрязнение шумом, теплом, электромагнитным излучением - от электротранспорта. Кстати, впервые забили тревогу нижегородцы. Там даже были разработаны нормативы загрязнения городской среды.
- А экологического фонда изменения коснутся?
- Подобных организаций в России почти не осталось. Они преобразованы в муниципальные структуры: управления охраны окружающей среды и природопользования - у нас документы для этого уже подготовлены.
- Какими полномочиями наделяются новые структуры?
- В основном такими же, что и раньше. Анализ федеральных законов дает основание полагать:
многие из них не в полной мере отражают интересы регионов. Полномочия местным органам самоуправления предоставляются, а денег на их реализацию не выделяют. Порой федеральные ведомства игнорируют и мнение большинства. Например, в 1999 году, когда было собрано 2,5 миллиона подписей россиян против упразднения Госкомэкологии, Госкомлеса РФ и ввоза ядерных отходов в страну, 730 тысяч из них забраковали. Референдум не состоялся.
- То же самое происходит и на местах: ведь не учли мнение горожан при строительстве АЭС вблизи Соборной площади, хотя собрали тысячи подписей.
- В значительной части, конечно, так и случается. Надо заметить, что больше прав закон предоставляет федеральным и республиканским органам. Тем не менее мы следим за экологическим состоянием своей территории. В прошлом году провели ряд проверок, в 73 случаях выявили нарушения. Есть серьезные. В конце декабря в верхнем бьефе Чебоксарской ГЭС неизвестные вырубили много деревьев, чем нанесли ущерб природе более чем на 2 миллиона рублей. Судя по всему, здесь облюбовали место под огороды. С инцидентом разбирается прокуратура.